Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Тревога помогает учиться

Чтобы окончить школу, подросток должен быть немного в тревоге.

тревога помогает учиться

Хорошо ли будет учиться школьник или плохо, зависит от массы вещей. Например, у него дома может быть не все в порядке, а проблемы в семье не способствуют академическим успехам. Или же он – или она – могут оказаться непоседливыми и невнимательными, и больше интересоваться, так сказать, социальной жизнью, а не школьными предметами.

Наконец, есть такие вещи, как депрессия и тревожность. Конечно, когда речь идёт о высшей нервной деятельности, о психике человека, то такие факторы оказываются взаимосвязанными. Однако не всегда те же тревожность и депрессия происходят из-за проблем в семье или из-за проблем с товарищами. И психологи с помощью методов математической статистики вполне способны рассмотреть, как разные внешние и внутренние факторы по отдельности влияют на нашу жизнь.

Исследователи из Монреальского университета проанализировали, как тревожность и депрессия сказываются на успехах учащихся средних школ в Квебеке. Авторы работы наблюдали за учебными успехами почти пяти тысяч школьников – некоторые из них так и не смогли окончить среднюю школу в нормальный срок.

Ожидалось, что зависимость от тревожности тут будет простая: чем более тревожным человек вошёл в школу, тем больше вероятность, что он её не закончит. На деле же оказалось, что лучше всего обстояли дела у учеников со средней тревожностью. Чаще всего отчисляли тех, кто вообще мало о чем тревожился – они покидали школу на 40% чаще тех, у кого тревожность была на среднем уровне; что до тех, кто был слишком тревожным, то их отчисляли на 30% чаще, чем «среднетревожных».

В статье в British Journal of Psychiatry говорится, что такая странная зависимость учебы от тревожности не была связана ни с социоэкономическими обстоятельствами, ни с какими-то поведенческими особенностями учеников. Вред от высокой тревожности интуитивно понятен – она просто не дает сосредоточиться на занятиях.

Что до низкой тревожности, то авторы работы полагают, что такие ученики вообще не беспокоятся насчет учебы. Понятно, что для того, чтобы хорошо заниматься, нужен хоть какой-то интерес к тому, что ты учишь, но интерес к предмету и процессу обучения неизбежно сопряжен пусть с небольшим, но все-таки стрессом. Поэтому и получается, что у учеников со средней тревожностью шансов окончить школу было больше.

С депрессией все тоже оказалось непросто – выяснилось, что сильнее всего она вредит тем, кто хорошо учится. То есть если человек хорошо проявил себя в первое время, а потом с ним случилась депрессия, то его последующий провал окажется более глубоким – по сравнению с теми, которые и без депрессии учились не блестяще.

Психологи говорят, что традиционно более всего внимания к себе привлекают такие ученики, с которыми «все плохо» – у них и поведение хромает, и дома что-нибудь не в порядке, и еще депрессия случается; их стараются всемерно подтягивать в учебе (по крайней мере, в Канаде). Однако на фоне общепроблемных ребят не стоит забывать тех, у которых «всего лишь» депрессия, да еще и по «непонятной причине» и несмотря на хорошую успеваемость – у таких депрессия может сказать на учебе гораздо сильнее.

Впрочем, не будем забывать, что все описанные результаты имеют отношение в первую очередь к канадским школьникам, и было бы интересно узнать, как обстоят дела с тревожностью, депрессией и успеваемостью где-нибудь еще.

Автор: Кирилл Стасевич


Ссылка на источник

Tags: депрессия, дети, исследования, обучение, поведение, психиатрия, психология, социология, стресс, эмоции
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

  • Мораль оказалась относительна

    В экстремальной ситуации люди принимают весьма сомнительные с моральной точки зрения решения. Результаты исследования, проведенного психологами из…

  • 10 обидных заблуждений о психологах

    Многие россияне относятся к представителям этой профессии настороженно, потому что плохо представляют себе, чем занимается психолог. Из-за…

  • Дети учат слова в диалоге

    Разговоры детьми тренируют языковые центры в их мозге. Дети выучивают родной язык с разным успехом, кто-то к своим трем, четырем, пяти годам знает…

promo alev_biz february 14, 18:22 Leave a comment
Buy for 30 tokens
Благотворительный фонд «Детский паллиатив» выпустил пособие «Разрешить нельзя запретить». 20 вопросов и ответов для медицинских сестер, сотрудников отделений реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Пособие, посвященное тонкостям совместного пребывания родителей с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment