Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

VR-технологии помогли изучить моральные качества психопатов

Психопаты могут быть полезны для других людей, но только в особых случаях, заявили исследователи из Университета Плимута (Великобритания). Их работа, в которой не обошлось без виртуальной реальности и этических дилемм, выявила, как отличаются решения людей, которым чужда эмпатия, на словах и на деле.

VR-технологии помогли изучить моральные качества психопатов

Напомним, что под этим понятием подразумевается глубокое осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. То есть, например, если человек А чем-то встревожен, опечален или, напротив, чему-то рад, то человек Б, имеющий способность к эмпатии, почувствует это состояние и станет испытывать те же эмоции.


Ничего подобного психопаты никогда не испытывают, уверены исследователи. В классической психологии под термином "психопатия" подразумевается синдром, основными чертами которого являются бессердечие по отношению к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим, лживость, эгоцентричность.

Но вот в чём парадокс: оказывается, так называемые каноничные психопаты могут жертвовать чем-то во благо других и даже этим другим сопереживать.

Поясним, как исследователи выявляют признаки психопатии у пациентов с различными расстройствами. Для этого в большинстве стран используется Контрольный список Хэйра (Hare Psychopathy Checklist). В нём перечислены 20 черт характера, среди которых, к примеру, нарциссизм, отсутствие чувства вины, умение манипулировать людьми, сексуальная распущенность, импульсивность, антиобщественное поведение и так далее. Силу и частоту проявления этих качеств нужно оценить в баллах от 0,1 до 2, где минимальная оценка говорит о редких проявлениях той или иной черты, а максимальная, соответственно, наоборот.

В США достаточно набрать 30 баллов, чтобы быть записанным в психопаты. В Великобритании (где, напомним, проводилось исследование) хватит и 25 баллов.

Авторы работали с группой из 40 человек. Сперва добровольцы прошли четыре различных теста. Среди них был, например, опросник Левенсона (который может заполнить любой желающий, пройдя по этой ссылке), тест на определение модели личности HEXACO (проверить себя можно здесь) и другие.

Далее перед каждым участником ставили различный выбор, причём дилеммы были составлены не только в письменном виде, но и смоделированы при помощи VR-технологий. Учёные использовали роботизированную систему vBOT, чтобы обеспечить тактильную обратную связь, имитирующую реальные действия оппонента. Например, участник чувствовал сопротивление, если собирался ударить виртуальную жертву ножом.

В основном дилеммы подразумевали выбор из разряда "жизнь за жизнь" или "убийство на благо других". Например, пожертвовать жизнью одного человека ради спасения многих или рискнуть собой и спасти раненого в бою товарища, которого в противном случае будет пытать противник.

Было ещё одно испытание, в котором приняли участие 25 человек, не задействованных в исследовании. Они помогали моделировать ситуацию в виртуальной реальности – классическую проблему вагонетки.

Ситуация такова: по мосту на полной скорости движется поезд; если его не остановить, он задавит пять человек (аватаров). А остановить его можно, только столкнув под поезд другого человека. При этом интерактивную "жертву" нужно было толкнуть в буквальном смысле.

Сравнивая результаты теоретических и практических тестов, специалисты отметили, что добровольцы, склонные к психопатии, чаще приносили в жертву других людей на практике, то есть в VR-симуляции. Любопытно, что эти же участники, как правило, применяли больше физической силы, когда кололи ножом жертву или сталкивали её под поезд. При этом их решения в основном были направлены на благо большинства, а не отдельного человека.

Между тем люди, не имеющие ярко выраженных психопатических черт, проявляли себя примерно одинаково как в теории, так и на практике.
"Это исследование подчеркивает нашу склонность к моральной несогласованности: то, что мы говорим, и что делаем, может быть очень различным. Мы впервые продемонстрировали, как индивидуальные черты могут влиять на физическую силу наших моральных действий", — отмечает соавтор работы психолог Кэтрин Фрэнсис (Kathryn Francis).

По её словам, эта тема требует дальнейших исследований с намного большей выборкой людей. И немаловажно при этом сочетание различных подходов.

Полный текст исследования опубликован в издании Scientific Reports.

Добавим, что VR-технологии и становятся помощниками учёных в изучении многих проблем: например, помогают избавлять людей от страхов и фобий, а также облегчают симптоматику депрессии.

Автор: Юлия Воробьёва



Ссылка на источник

Tags: исследования, поведение, психиатрия, психология, страх, технологии, эмоции
Subscribe

Posts from This Journal “психиатрия” Tag

promo alev_biz 02:33, saturday 1
Buy for 10 tokens
Нейрохирурги впервые провели «репетицию» трансплантации головы на человеческих трупах — 18-часовой эксперимент провела в Китае команда врачей под руководством Сяопина Жэня (Xiaoping Ren) из Харбинского медицинского университета. Как сообщает газета The Telegraph, об успехе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments