Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Религиозность не связана с интуицией

Религиозность не зависит от того, склонен ли человек от природы больше к интуитивному мышлению или к аналитическому.

религиозность не связана с интуицией

Об истоках религии люди стали задумываться давно, но самое интересное началось, когда появилась возможность подключить научный метод к рассуждениям на тему религиозности.

В литературе по когнитивной психологии утверждается, что есть прямая связь между интуитивным мышлением и верой в бога. Считается, что вера эта – врожденная, связана с тем, как наш мозг обрабатывает информацию, и что она имеет общие корни с нашей склонностью воспринимать неодушевленное как одушевленное. (Не секрет, что мы порой ловим себя на не очень адекватном с точки зрения разума поведением: угрожаем заартачившейся технике или даже бьем ее, подозреваем чей-то злой или благой умысел в абсолютно случайных стечениях обстоятельств и т.д.)

Когда мы мыслим интуитивно, в мозге активна так называемая Система 1, которая обрабатывает информацию быстро и не требует практически никаких интеллектуальных усилий. Если же мы решили «напрячь мозги», то есть использовать аналитическое мышление, включается Система 2, обрабатывающая информацию более медленно и обстоятельно. Считается, что вера в сверхъестественное – результат преобладания у человека Системы 1 над Системой 2, и что масштаб веры в сверхъестественное можно предсказать на основании того, насколько человек по жизни больше полагается на интуитивное мышление, нежели на аналитическое.

Научных аргументов в пользу этой гипотезы было много. Исследования говорили о том, что люди, склонные к аналитическому мышлению, реже верят в бога, чем те, кто предпочитает пользоваться интуицией; и если в эксперименте у человека стимулировали аналитическое мышление, степень религиозности у такого подопытного уменьшалась.

Чтобы простимулировать аналитическое мышление, использовали специальные приемы – например, давая тест на религиозность, формулировали его нарочито сложным языком, или показывали непосредственно перед тестом фотографию скульптуры «Мыслитель» Огюста Родена. То, что в этом случае происходит с человеком, в психологии называется фиксированием установки – иными словами, работая в дальнейшем с какой-то информацией, человек будет использовать мыслительную стратегию, которую ему только что навязали.

У некоторых специалистов тут возникали сомнения: в частности, они отмечали, что на результатах подобных исследований мог сказываться порядок эксперимента. То, что у людей обычно проверяли сначала аналитическое мышление, а затем религиозность, делало их как бы неестественно аналитическими, в реальности же они могли быть более религиозны. Сомнения удалось разрешить, поменяв структуру эксперимента. Однако до сих пор никто не возражал против самой идеи, что религиозность в принципе зависит от склонности к аналитическому мышлению.

И исследователи из Университета Ковентри вместе с коллегами из Оксфорда, Университета Ноттингема и еще ряда научных центров стали здесь первыми – их результаты находятся в противоречии с этой идеей. То, что они делали, во многом отличалось от того, как работали их предшественники.

Во-первых, в исследовании участвовали паломники, идущие к могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела (один из крупнейших паломнических маршрутов в мире). Выборка получилась разношерстная, в нее вошли представители разных национальностей и религиозных конфессий с разным паломническим «стажем». Предыдущие же исследования проводили в основном на студентах (по большей части, университетов Северной Америки), и при том никто особо не присматривался к людям, которые переживают реальный религиозный опыт каждый день.

Во-вторых, вместо того, чтобы стимулировать у испытуемых аналитическое мышление, было решено, наоборот, усилить у них интуитивное. Для этого паломников загружали бессмысленными манипуляциями с числами, которые надо было выполнять одновременно с тестом на религиозность. Манипуляции с числами мешали аналитически сосредоточиться на тесте, так что человек начинал больше полагаться на интуицию.

Всего в исследовании было три эксперимента. В первом у людей проверяли склонность к интуитивному мышлению, а затем узнавали, насколько сильно они погружены в религию. Склонность к интуитивному мышлению проверяли с помощью задания, которое можно было решить логическим либо интуитивным путем. В итоге между силой религиозных убеждений и любви к интуитивным решениям связи обнаружить не удалось.

Во втором эксперименте был тест на религиозность: человек представлял, что с ним приключилась та или иная вымышленная история, после чего отвечал на различные вопросы, которые выявляли, насколько он склонен видеть вокруг себя какие-либо знаки свыше и пр. Здесь исследователи постарались усилить интуитивное мышление (так, как было описано выше), но на результаты теста это никак не повлияло – стимуляция интуитивного мышления не влияла на уровень религиозности.

Наконец, в третьем эксперименте использовали транскраниальную электрическую стимуляцию, с помощью которой можно подействовать на участок мозга извне, без хирургического вмешательства. У паломников стимулировали правую нижнюю лобную извилину, которая помогает нам бороться с очевидными на первый взгляд, но неверными решениями, то есть подавляет интуицию в пользу аналитического мышления. Известно, что у атеистов, когда они стараются избавиться от мыслей о сверхъестественном, активна именно эта зона мозга. И опять-таки, стимуляция «аналитики» никак не сказалась на результатах тестов на религиозность.

В статье в Scientific Reports авторы предлагают несколько возможных трактовок полученных результатов. С одной стороны, не исключено, что религиозность сочетается со склонностью к интуитивному мышлению лишь в определенном культурном контексте. Как уже было сказано, предыдущие исследования проводились в основном на американцах, а сейчас выборка состояла из жителей Европы.

По результатам соцопросов, Европа менее религиозна, чем США. Возможно, что вера в бога в более светском обществе более взыскательна к интеллекту, потому что верующему приходится часто отстаивать свои позиции. Это косвенно подтверждают социологические исследования, согласно которым в Британии религиозные люди до 35 лет лучше образованы, чем нерелигиозные.

С другой стороны, сама идея, что люди верят, потому что они больше полагаются на интуицию и меньше – на аналитическое мышление, чем неверующие, может быть в корне неверна. Вера и неверие могут полностью зависеть от культурной среды и уровня образования, а не от когнитивной стратегии.

В статье говорится, что у нас вообще едва ли есть естественное интуитивное желание верить, потому что в противном случае не очень понятно существование неверующих: зачем с эволюционной точки зрения кому-то тратить умственные усилия, чтобы специально подавить в себе тягу к вере? Безусловно, это очень смелые утверждения, и если учесть, что гипотеза о связи веры с интуицией господствует в науке вот уже двадцать лет, то будет довольно интересно наблюдать, как отреагирует научное сообщество и что покажут следующие исследования.

Автор: Анастасия Субботина



Ссылка на источник

Tags: знания, интеллект, исследования, поведение, психология, социология
Subscribe

Posts from This Journal “социология” Tag

Buy for 20 tokens
Глядя на своих детей, каждый из нас рад и спокоен, когда они здоровы, когда смеются, бегают, играют. Когда им не больно. Но есть те, кто видит боль своих детей каждый день, боится отвести глаза, чтобы не потерять своего ребенка, борется за его жизнь. Ирина и Николай Османовы просят Вас о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments