Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Младенцы понимают чужие цели и мотивы

Способность соотносить чужие усилия с мотивацией проявляется у нас в самом раннем возрасте.

младенцы понимают чужие цели и мотивы

Мы легко можем сообразить, насколько для человека важна та или иная цель, просто оценив усилия, которые он прилагает ради нее. Если кто-то из кожи вон лезет, значит, цель для него весьма и весьма важна, если он прекращает попытки ее достичь после первых же трудностей – значит, не так уж и было нужно.

На самом деле, это довольно сложная когнитивная процедура, и психологи давно пытаются понять, когда именно у нас возникает способность оценивать чужие действия. Известно, что дети более-менее старшего возраста уже вполне могут сравнивать чужие цели мотивы по затраченным на них усилиям. Однако исследователи из Гарварда и Массачусетского технологического института решили пойти еще дальше и проверить на эту способность десятимесячных младенцев.



младенцы понимают чужие цели и мотивы
Анимация с «колобком», который должен перепрыгнуть через стену, чтобы добраться до своего товарища.

Им показывали мультфильмы, в которых некий персонаж (что-то вроде колобка) пытался добраться до своего друга – еще одного анимационного персонажа. Между ними появлялась стена, и «колобок» должен был через нее перепрыгнуть. Сначала стена была невысокой, потом становилась выше, потом – еще выше. Варианты сценариев были разные, например, «колобок» мог перепрыгнуть через низкую стену, но через стену средней высоты он прыгать уже отказывался; при этом он охотно брал среднюю высоту, если ему нужно было встретиться с другим персонажем. То есть по тому, какие стены перепрыгивал «колобок», можно было судить о том, кто из двух персонажей ему милее.

После того, как дети посмотрели на упражнения со стенами, им показывали новое видео, в котором «колобок» уже без всяких препятствий мог пойти либо к одному товарищу, либо к другому. Теперь ребенок уже сам должен был показать, к кому пойдет «колобок». Очевидно, судя по видео со стенами, «колобок» должен был двинуться к тому персонажу, ради которого он готов был затратить бо́льшие усилия, то есть ради кого был готов перепрыгнуть более высокую стену. И младенцы отвечали правильно. Собственно, «ответ» от детей получали от противного: поскольку они сами не могли сказать ничего определенного в силу возраста, им показывали неправильное видео, в котором «колобок» двигался не к той цели. Дети смотрели на это намного дольше, не понимая, почему все идет не так, как надо – известно, что большее внимание и длительность взгляда ассоциируются с удивлением, и психологи часто используют такой подход, чтобы засечь удивление и непонимание у совсем маленьких детей или обезьян.

В другом варианте эксперимента «колобку» устраивали разные препятствия – кроме стен, он должен был еще перепрыгивать через пропасть. Однако разнородные препятствия детей не смущали, они по-прежнему ожидали, что «колобок» пойдет к тому товарищу, ради которого он в принципе больше старался. То есть, как говорится в статье в Science, способность соотносить чужие усилия с мотивацией проявляется у нас в самом раннем возрасте. Для психологии полученные результаты чрезвычайно важны, ведь понимание чужих действий – один из краеугольных камней нашей социальности.

Автор: Кирилл Стасевич

Ссылка на источник

Tags: дети, обучение, психология, социология
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

Buy for 20 tokens
Глядя на своих детей, каждый из нас рад и спокоен, когда они здоровы, когда смеются, бегают, играют. Когда им не больно. Но есть те, кто видит боль своих детей каждый день, боится отвести глаза, чтобы не потерять своего ребенка, борется за его жизнь. Ирина и Николай Османовы просят Вас о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments