Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Глухие дети учат слова быстрее слышащих

Исследователи из Германии обнаружили, что дети с кохлеарным имплантом не уступают нормально слышащим детям в изучении новых слов и даже несколько опережают их. Наблюдение за электрической активностью их мозга после активации импланта показало развитие способности различать смысл слов уже к 12 месяцу, что соответствует возрасту начала наполнения словарного запаса у детей с нормальным слухом. Подробности работы авторов можно найти в журнале Scientific Reports.

Глухие дети учат слова быстрее слышащих

Слух является важным инструментом познания окружающего мира, свои первые слова ребёнок воспринимает именно на слух. Изменение слуха и глухота иногда возникают вследствие нарушения трансформации сигнала от слуховых рецепторов – волосковых клеток, в электрический сигнал, стимулирующий слуховой нерв и дальнейшую обработку информации в коре головного мозга. Это называется нейрогенной глухотой (в отличие от обычной, которая бывает связана с проблемами в среднем ухе). С помощью кохлеарного слухового импланта можно частично восстановить передачу импульса: встраиваемые внутрь улитки электроды прибора напрямую начинают стимулировать слуховой нерв, что запускает последующие процессы в стволе мозга и в коре.



Кохлеарный имплант способен восстановить способность слышать, но такой слух все равно будет отличаться от естественного. Дети с имплантированным протезом, несмотря на проведение операции в самом раннем возрасте, могут иметь риск нарушений развития.

Учёные решили выяснить, как отличается формирование словарного запаса в детском возрасте у пациентов, которые воспринимают звуковые сигналы с помощью кохлеарного импланта. Под руководством Ани Хайне (Anja Hahne) в Институте человеческой когнитологии и науки о мозге Общества имени Макса Планка учёные провели испытания с 32 детьми, которые приобрели нарушения слуха на обоих ушах в разный период жизни, и у которых имплант был активирован в разном возрасте — от 9 месяцев и до 4 лет, в соответствии с потерей способности слышать.

Исследователи проверили сенсорную способность обрабатывать информацию трижды: через год, полтора и два года. Детям показывали изображения объектов, например животного, и параллельно включали аудиозапись названий, которые могли соответствовать или нет видимому изображению. В ходе теста учёные фиксировали показания с помощью ЭЭГ. Также дети прошли испытание на языковые способности, которое учёные провели в виде стандартизованного школьного теста через два года после первого включения импланта.

Активное пополнение словарного запаса у детей происходит как раз примерно в два года, поэтому больше всего учёных интересовала способность обработки семантической информации именно через этот период после активации протеза. Чтобы определить эффективность восприятия, авторы статьи измерили электрическую реакцию мозга на звуковой и зрительный стимул — N400. Это одна из разновидностей потенциалов, который характеризует время на обработку полученной информации при зрительном и слуховом восприятии. Например, при просмотре изображения животного, человеку одновременно можно сказать название этого животного или название какого-либо другого существа. В обоих случаях значение N400 будет различаться. В среднем оно составляет около 400 миллисекунд.

В результате исследования выяснилось, что дети с восстановленным слухом могут эффективно обрабатывать семантическую информацию уже через год после активации импланта. Значение N400 в этот период лежало у них в позднем временном окне – более 1000 миллисекунд. Таким образом, мозг ребенка с кохлеарным имплантом начинает обрабатывать поступающие сигналы о звуках в очень раннем возрасте, что соответствует возрасту примерно одного года нормально слышащего ребёнка. Через два года после включения слухового протеза активация N400 переместилась до значения в 400 миллисекунд, то есть во временное окно, характерное для детей с естественным хорошим слухом в возрасте более двух лет со сформированным базовым лексиконом.

Учёные также обнаружили корреляцию между N400, хорошими результатами теста на языковые способности и возможностями эффективного восприятия семантической информации – дети, успешно справившиеся с заданиями, лучше воспринимали и обрабатывали информационные сигналы. Зависимости показателя N400 от возраста авторы не выявили.

По словам исследователей, то, что слабослышащие дети не отстают от своих здоровых сверстников в запоминании новых слов, и уже через год имплантации протеза их слух восстанавливается, связано с возрастом, в котором происходит первая активация импланта. В это время мозг ребенка более развит и обработка новой информации происходит быстрее.

Текст: Екатерина Заикина





Ссылка на источник

Tags: дети, имплантация, исследования, нейроновости, нейрофизиология, обучение, слух
Subscribe

Posts from This Journal “слух” Tag

Buy for 20 tokens
Глядя на своих детей, каждый из нас рад и спокоен, когда они здоровы, когда смеются, бегают, играют. Когда им не больно. Но есть те, кто видит боль своих детей каждый день, боится отвести глаза, чтобы не потерять своего ребенка, борется за его жизнь. Ирина и Николай Османовы просят Вас о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments