Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Дети учат слова в диалоге

Разговоры детьми тренируют языковые центры в их мозге. Дети выучивают родной язык с разным успехом, кто-то к своим трем, четырем, пяти годам знает уже очень много слов и говорит очень правильно, а кто-то, наоборот, слов знает мало и в речи делает много ошибок.

Дети учат слова в диалоге

Долгое время считалось, что разница в словаре и в других языковых навыках у детей обусловлена тем, сколько слов они слышат. В одной работе 1995 года даже указали на соответствие между количеством услышанных слов и экономическим положением семьи: вроде бы оказалось, что дети из семей с высоким уровнем дохода к трем годам слышат на 30 млн слов больше, чем дети из семей с низким уровнем дохода, и что именно тут кроются различия в языковом развитии. (Тут нужно уточнить, что речь идет не об уникальных словах – в этих 30 миллионах разные слова, конечно, неоднократно повторялись.)



Однако, как пишут в Psychological Science исследователи из Массачусетского технологического института, дело тут не столько в том, сколько денег у семьи, и не в том, сколько слов услышал ребенок – а в том, как именно он слышит эти слова, то есть просто ли он слушает речь взрослых или же разговаривает с ними.

Для эксперимента Рэйчел Ромео (Rachel Romeo) и ее коллеги отобрали детей 4–6 лет, которые у себя дома два дня подряд носили специальное устройство, записывающее все, что дети говорили и слышали. Записанные слова затем делили на три группы: те, которые произносили сами дети; те, которые они слышали от взрослых; те, которые дети и взрослые говорили друг другу – пусть даже это был не полноценный долгий разговор, а просто обмен парой реплик.

Когда количество слов из трех групп сравнили с результатами языковых тестов, то оказалось, что чем больше было слов, сказанных в диалоге, тем больше у детей был словарный запас, тем лучше они понимали грамматику, лучше рассуждали вслух и т. д. Более того – когда у детей проверили активность мозга, то выяснилось, что у тех, кто чаще слышал слова в разговоре, лучше работал центр Брока, который играет большую роль в воспроизведении речи. Причем центр Брока был активен тогда, когда дети слушали какие-то истории – как если бы мозг, слушая, готовился говорить сам.

Конечно, общее количество услышанных слов играло роль: чем их было больше, тем лучше у ребенка обстояли дела с языковыми навыками и тем активнее у него был центра Брока. Но связь с диалогом была намного заметнее: частые разговоры давали больший словарный запас и большую активность языкового центра в мозге – диалог тренировал языковые способности на всех уровнях.

И ребенок из семьи с невысоким уровнем дохода нередко выполнял тесты так же, как ребенок из семьи с высоким уровнем дохода: пусть тот, кто был побогаче, слышал больше слов в целом, но с тем, кто был победнее, чаще разговаривали. (Еще раз напомним, что это не обязательно должны были быть долгие проникновенные беседы, это могли быть просто короткие реплики; главное – вовлеченность в контакт.)

Очевидно, все дело в том, что в диалоге мы учимся языку на практике: учимся понимать других людей, различать стилевые оттенки разных слов и выражений, подбирать подходящий ответ и т. д. Хотя исследование выполняли с детьми 4–6 лет, авторы работы полагают, что та же закономерность работает и для более маленьких детей. Вывод отсюда один – если хотите, чтобы ваш ребенок нормально развивался, с ним нужно разговаривать как можно чаще и независимо от того, богатая семья у вас или бедная.

Автор: Кирилл Стасевич





Ссылка на источник

Tags: дети, мозг, нейробиология, обучение, общение, психология
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

  • Веселые попугаи

    Заразительное поведение есть не только у людей, но и животных, и самый известный пример – это зевание: не только мы, но и обезьяны, собаки,…

  • Крысы испытывают сожаление после принятия неверных решений

    Результаты нового исследования специалистов университета Миннесоты показали: крысы способны испытывать сожаление по поводу неверно принятых решений.…

  • Мы рискуем, глядя на других

    Наблюдая, как кто-то другой поступает рискованно, мы тоже готовы пойти на риск, даже если плохо представляем, к чему это может привести.…

Buy for 30 tokens
Да, я вляпался в новую стройку, но сперва мы демонтировали всё, что вы видите на этой фотографии. Нужно конечно понимать, что когда мы это строили, знали что уже совсем скоро все это снесем. Если кто забыл, то это проект большого черного дома. Дом мы закончили несколько лет назад, но…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments