Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Дети учат слова в диалоге

Разговоры детьми тренируют языковые центры в их мозге. Дети выучивают родной язык с разным успехом, кто-то к своим трем, четырем, пяти годам знает уже очень много слов и говорит очень правильно, а кто-то, наоборот, слов знает мало и в речи делает много ошибок.

Дети учат слова в диалоге

Долгое время считалось, что разница в словаре и в других языковых навыках у детей обусловлена тем, сколько слов они слышат. В одной работе 1995 года даже указали на соответствие между количеством услышанных слов и экономическим положением семьи: вроде бы оказалось, что дети из семей с высоким уровнем дохода к трем годам слышат на 30 млн слов больше, чем дети из семей с низким уровнем дохода, и что именно тут кроются различия в языковом развитии. (Тут нужно уточнить, что речь идет не об уникальных словах – в этих 30 миллионах разные слова, конечно, неоднократно повторялись.)



Однако, как пишут в Psychological Science исследователи из Массачусетского технологического института, дело тут не столько в том, сколько денег у семьи, и не в том, сколько слов услышал ребенок – а в том, как именно он слышит эти слова, то есть просто ли он слушает речь взрослых или же разговаривает с ними.

Для эксперимента Рэйчел Ромео (Rachel Romeo) и ее коллеги отобрали детей 4–6 лет, которые у себя дома два дня подряд носили специальное устройство, записывающее все, что дети говорили и слышали. Записанные слова затем делили на три группы: те, которые произносили сами дети; те, которые они слышали от взрослых; те, которые дети и взрослые говорили друг другу – пусть даже это был не полноценный долгий разговор, а просто обмен парой реплик.

Когда количество слов из трех групп сравнили с результатами языковых тестов, то оказалось, что чем больше было слов, сказанных в диалоге, тем больше у детей был словарный запас, тем лучше они понимали грамматику, лучше рассуждали вслух и т. д. Более того – когда у детей проверили активность мозга, то выяснилось, что у тех, кто чаще слышал слова в разговоре, лучше работал центр Брока, который играет большую роль в воспроизведении речи. Причем центр Брока был активен тогда, когда дети слушали какие-то истории – как если бы мозг, слушая, готовился говорить сам.

Конечно, общее количество услышанных слов играло роль: чем их было больше, тем лучше у ребенка обстояли дела с языковыми навыками и тем активнее у него был центра Брока. Но связь с диалогом была намного заметнее: частые разговоры давали больший словарный запас и большую активность языкового центра в мозге – диалог тренировал языковые способности на всех уровнях.

И ребенок из семьи с невысоким уровнем дохода нередко выполнял тесты так же, как ребенок из семьи с высоким уровнем дохода: пусть тот, кто был побогаче, слышал больше слов в целом, но с тем, кто был победнее, чаще разговаривали. (Еще раз напомним, что это не обязательно должны были быть долгие проникновенные беседы, это могли быть просто короткие реплики; главное – вовлеченность в контакт.)

Очевидно, все дело в том, что в диалоге мы учимся языку на практике: учимся понимать других людей, различать стилевые оттенки разных слов и выражений, подбирать подходящий ответ и т. д. Хотя исследование выполняли с детьми 4–6 лет, авторы работы полагают, что та же закономерность работает и для более маленьких детей. Вывод отсюда один – если хотите, чтобы ваш ребенок нормально развивался, с ним нужно разговаривать как можно чаще и независимо от того, богатая семья у вас или бедная.

Автор: Кирилл Стасевич





Ссылка на источник

Tags: дети, мозг, нейробиология, обучение, общение, психология
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

promo alev_biz 23:25, wednesday 5
Buy for 20 tokens
В одном из крупнейших исследований ученые сделали недавно весьма интересное открытие: почти у 40% людей первые воспоминания полностью вымышлены. Дело даже не в том, что их воспоминания спутаны или не соответствуют друг другу, а в том, что того, что они помнят, вообще никогда не было.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments