Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Полугодовалые дети проследили семантические связи между предметами

Шестимесячные младенцы быстрее находят названный объект среди двух, если они не относятся к одной категории. Это выяснили американские ученые, которые проверили способность младенцев соотносить названия объектов с их изображениями.

Полугодовалые дети проследили семантические связи между предметами

Кроме того, исследователи выяснили, что способность выстраивать подобную семантическую связь соотносится с тем, как родители общаются с детьми дома. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.



Способность к пониманию и производству речи развивается достаточно быстро: в шесть месяцев младенцы начинают понимать простые существительные, а в годовалом возрасте — соотносить названия объектов, относящихся к одной категории (например, животные или мебель). Последнее, а именно — способность связывать слова на основе их семантики, необходимо для эффективного использования языка, однако, до сих пор неизвестно, появляется ли она в самом раннем возрасте (до начала активного говорения) или же после — когда ребенок учится самостоятельно использовать слова для описания действительности.

Элика Бергельсон (Elika Bergelson) и Ричард Эслин (Richard Aslin) из американского университета Дьюка проверили способность полугодовалых детей распознавать объекты по их названиям и отличать их в зависимости от объединяющих (или наоборот — разъединяющих) категорий. Всего в исследовании принял участие 51 ребенок: каждый из них прошел эксперимент на распознавание названных объектов, а их родители предоставили аудио- и видеозаписи обычного дня общения с ребенком.

Во время эксперимента детям показывали две пары картинок с простыми, знакомыми им объектами: одни были связаны (например, средства передвижения: коляска и машина), а другие — не связаны (например, машина и коробочка с соком). Затем, один из предметов назывался вслух: например, «машина».

Главным показателем внимания участников были движения глаз, записанные с помощью специального прибора. Ученые предположили, что в случае, если дети могут распознать семантически связанные объекты, они будут правильнее и быстрее выбирать названный предмет, когда объекты, представленные им, не связаны — точно так же, как это делают дети постарше и взрослые. В результате 36 детей правильно «выбирали» названный объект в том случае, когда представленные предметы были семантически не связаны, а 26 — когда объекты были связаны. По частоте и качеству распознавания объекты между собой не различались.

Затем исследователи связали результаты эксперимента с данными о том, как с детьми общаются в реальной жизни, а именно — как часто родители детей при упоминании объектов показывают их. Например, при общении взрослый может показать ребенку резиновый мячик и назвать его «мячиком» или может рассказать о том, что когда они пойдут в зоопарк, то увидят там льва, при этом не показывая ребенку, что такое «лев». Ребенок, таким образом, сможет самостоятельно выстроить связь между отдельной лексемой и предметом только в первом случае.

Ученые выяснили, что способность к эффективному распознаванию объектов в шестимесячном возрасте не связана с тем, как часто родители говорят с детьми в принципе, но существенно (p = 0,013) коррелирует с тем, как часто родители показывают детям предметы и называют их.

На основании полученных результатов ученые делают вывод, что формирование связей между объектами реального мира и их лексическими обозначениями происходит еще до того возраста, когда ребенок начинает активно говорить. Кроме того, ученые, на основании того, что несвязанные объекты помогают детям быстрее найти названный объект, а связанные — наоборот, также делают вывод о том, что дети могут отнести объекты к одной категории. Исследователи также отмечают важную роль, которую играет общение с детьми дома в процессе формирования словарного запаса.

Способность к языку — не единственная когнитивная функция, которая изучается среди маленьких детей. Так, в нашей заметке вы можете прочитать о том, как полугодовалые и десятимесячные дети смогли воспользоваться заранее известной информацией при визуальном поиске, а здесь — о том, как дети постарше распределяют ресурсы в пользу более сильных.

Автор: Елизавета Ивтушок





Ссылка на источник

Tags: дети, обучение, общение, психология
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

  • Фотография глаз заставила людей пожертвовать больше

    Американские психологи подтвердили «эффект следящего глаза», который подразумевает, что люди ведут себя просоциальнее, когда за ними…

  • Школа выживания

    «Группы смерти» - одна из основных причин роста количества самоубийств почти на 60% в 2016 году, считает уполномоченный по правам…

  • «Ты» как «я»

    Бывает, что, говоря о себе, мы не используем местоимение «я» и говорим о себе в безличной форме – например, рассуждая о…

Buy for 20 tokens
IV Всероссийский съезд по радиохирургии и стереотаксической радиотерапии прошел 13-14 октября в Санкт-Петербурге. На ежегодное мероприятие собрались врачи-радиотерапевты, онкологи, нейрохирурги, рентгенологи, радиологи и медицинские физики из регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments