Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Полугодовалые дети проследили семантические связи между предметами

Шестимесячные младенцы быстрее находят названный объект среди двух, если они не относятся к одной категории. Это выяснили американские ученые, которые проверили способность младенцев соотносить названия объектов с их изображениями.

Полугодовалые дети проследили семантические связи между предметами

Кроме того, исследователи выяснили, что способность выстраивать подобную семантическую связь соотносится с тем, как родители общаются с детьми дома. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.



Способность к пониманию и производству речи развивается достаточно быстро: в шесть месяцев младенцы начинают понимать простые существительные, а в годовалом возрасте — соотносить названия объектов, относящихся к одной категории (например, животные или мебель). Последнее, а именно — способность связывать слова на основе их семантики, необходимо для эффективного использования языка, однако, до сих пор неизвестно, появляется ли она в самом раннем возрасте (до начала активного говорения) или же после — когда ребенок учится самостоятельно использовать слова для описания действительности.

Элика Бергельсон (Elika Bergelson) и Ричард Эслин (Richard Aslin) из американского университета Дьюка проверили способность полугодовалых детей распознавать объекты по их названиям и отличать их в зависимости от объединяющих (или наоборот — разъединяющих) категорий. Всего в исследовании принял участие 51 ребенок: каждый из них прошел эксперимент на распознавание названных объектов, а их родители предоставили аудио- и видеозаписи обычного дня общения с ребенком.

Во время эксперимента детям показывали две пары картинок с простыми, знакомыми им объектами: одни были связаны (например, средства передвижения: коляска и машина), а другие — не связаны (например, машина и коробочка с соком). Затем, один из предметов назывался вслух: например, «машина».

Главным показателем внимания участников были движения глаз, записанные с помощью специального прибора. Ученые предположили, что в случае, если дети могут распознать семантически связанные объекты, они будут правильнее и быстрее выбирать названный предмет, когда объекты, представленные им, не связаны — точно так же, как это делают дети постарше и взрослые. В результате 36 детей правильно «выбирали» названный объект в том случае, когда представленные предметы были семантически не связаны, а 26 — когда объекты были связаны. По частоте и качеству распознавания объекты между собой не различались.

Затем исследователи связали результаты эксперимента с данными о том, как с детьми общаются в реальной жизни, а именно — как часто родители детей при упоминании объектов показывают их. Например, при общении взрослый может показать ребенку резиновый мячик и назвать его «мячиком» или может рассказать о том, что когда они пойдут в зоопарк, то увидят там льва, при этом не показывая ребенку, что такое «лев». Ребенок, таким образом, сможет самостоятельно выстроить связь между отдельной лексемой и предметом только в первом случае.

Ученые выяснили, что способность к эффективному распознаванию объектов в шестимесячном возрасте не связана с тем, как часто родители говорят с детьми в принципе, но существенно (p = 0,013) коррелирует с тем, как часто родители показывают детям предметы и называют их.

На основании полученных результатов ученые делают вывод, что формирование связей между объектами реального мира и их лексическими обозначениями происходит еще до того возраста, когда ребенок начинает активно говорить. Кроме того, ученые, на основании того, что несвязанные объекты помогают детям быстрее найти названный объект, а связанные — наоборот, также делают вывод о том, что дети могут отнести объекты к одной категории. Исследователи также отмечают важную роль, которую играет общение с детьми дома в процессе формирования словарного запаса.

Способность к языку — не единственная когнитивная функция, которая изучается среди маленьких детей. Так, в нашей заметке вы можете прочитать о том, как полугодовалые и десятимесячные дети смогли воспользоваться заранее известной информацией при визуальном поиске, а здесь — о том, как дети постарше распределяют ресурсы в пользу более сильных.

Автор: Елизавета Ивтушок





Ссылка на источник

Tags: дети, обучение, общение, психология
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

promo alev_biz август 5, 10:18 Leave a comment
Buy for 20 tokens
Глядя на своих детей, каждый из нас рад и спокоен, когда они здоровы, когда смеются, бегают, играют. Когда им не больно. Но есть те, кто видит боль своих детей каждый день, боится отвести глаза, чтобы не потерять своего ребенка, борется за его жизнь. Ирина и Николай Османовы просят Вас о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments