Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Найдены нейроны, улучшающие память и обучение

Шведские исследователи, изучающие работу памяти и процессы обучения, сообщили о новом открытии. Команда из Уппсальского университета совместно с бразильскими коллегами обнаружила специфические нейроны, играющие основную роль в обучении и формировании новых воспоминаний.

Найдены нейроны, улучшающие память и обучение

В пресс-релизе авторы уточняют, что их открытие не только раскрывает очередную тайну мозга, но и может быть полезным в борьбе с потерей памяти, например, при болезни Альцгеймера.



Нейробиологи поясняют: человек с деменцией может через несколько часов забыть, что он съел на обед, и в то же время помнить в деталях, как рыбачил в Норвегии 40 лет назад. Оба случая связаны с работой гиппокампа, одна из функций которого – консолидация памяти, то есть "переформатирование" кратковременной памяти и долговременную. Деменция и родственные нейродегенеративные расстройства ухудшают способность мозга формировать и хранить новые воспоминания.

В ходе новой работы учёные обнаружили группу нейронов, которые играют важную роль в обучении и формировании памяти. Это так называемые клетки-"гейткиперы" (или привратники). Их научное наименование – oriens-lacunosum moleculare (OLM).

Эти клетки, конечно, были обнаружены в гиппокампе. Чтобы доказать, что именно они отвечают за консолидацию памяти, исследователи провели ряд экспериментов на мышах, мозг которых, напомним, анатомически и физиологически напоминает человеческий.

Когда специалисты сделали OLM-клетки в мозге мышей более активными, их память и способности к обучению ухудшились. Между тем при подавлении работы этих нейронов улучшалась функция формирования новых воспоминаний.

Любопытно, что активация OLM-клеток также вызвала "блокировку" воспоминаний, связанных со страхами.

При этом учёные признаются, что не ожидали увидеть возможность такого двунаправленного управления функциями мозга.

"Мы ожидали, что будем способны подавить способность к обучению, так как казалось вероятным, что эффект нашего эксперимента на клеточном уровне нарушит нормальную функцию нервной системы. Однако мы были удивлены, обнаружив, что обучение и память также могут быть улучшены", — отмечает глава исследовательской группы Клас Кулландер (Klas Kullander).

По его мнению, есть надежда на то, что открытие приведёт к созданию новых методов спасения важных функций мозга при развитии деменции и болезни Альцгеймера. Сегодня, напомним, потеря когнитивных способностей у таких пациентов остаётся необратимой.

"Следующим шагом является более тщательное исследование этого вопроса в дальнейших экспериментах на животных, сопоставимых с людьми. Нам нужно больше знаний, прежде чем можно будет провести эксперименты по искусственному стимулированию OLM-клеток у людей", — заключает нейробиолог.

Статья по итогам этой работы была опубликована в специализированном научном издании Neuron.

Автор: Юлия Воробьёва





Ссылка на источник

Tags: мозг, нейробиология, обучение, память
Subscribe

Posts from This Journal “нейробиология” Tag

Buy for 20 tokens
Глядя на своих детей, каждый из нас рад и спокоен, когда они здоровы, когда смеются, бегают, играют. Когда им не больно. Но есть те, кто видит боль своих детей каждый день, боится отвести глаза, чтобы не потерять своего ребенка, борется за его жизнь. Ирина и Николай Османовы просят Вас о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments