Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Умение соотносить награду с необходимыми усилиями появилось с возрастом

Способность регулировать когнитивные затраты на выполнение задания в зависимости от его ценности появляется с возрастом. Это выяснили американские ученые, которые проверили, как хорошо люди разных возрастов выполняют задания в зависимости от того, сколько денег они могут получить.

Умение соотносить награду с необходимыми усилиями появилось с возрастом

В процессе принятия решений люди могут соотнести возможный результат с тем, какие физические и умственные затраты необходимы для его достижения. Например, перед собеседованием на престижную и высокооплачиваемую работу мы будем усиленно готовиться, в то время как обычная встреча с начальством для обсуждения деловых вопросов займет гораздо меньше времени на подготовку. Соответственно, когнитивные усилия, используемые как при подготовке, так и при выполнении задания, будут напрямую зависеть от ожидаемого результата.



С нейробиологической точки зрения такая регуляция когнитивных усилий при высоких ставках коррелирует с повышенной взаимной активностью префронтальной коры и полосатого тела. Такая кортикостриатальная связь (связь коры больших полушарий и полосатого тела, латинское название которого — striatum) также налаживается в процессе взросления. Соответственно, с возрастом процесс соотнесения когнитивных усилий со значимостью исхода должен работать эффективнее — это, однако, до сих пор не было доказано эмпирически.

Авторы новой работы под руководством Лии Сомервилль (Leah H. Somerville) из Гарвардского университета провели фМРТ-исследование, в ходе которого проверили зависимость между кортикостриальной связью и поведением подростков разного возраста в процессе принятия решений с разными ставками. Всего в исследовании приняли участие 88 молодых людей в возрасте от 13 до 20 лет; они были разделены на четыре группы (13-14, 15-16, 17-18 и 19-20 лет).

Эксперимент был составлен в соответствии с парадигмой go/no go: участникам необходимо было нажимать на кнопку при виде одного из двух изначальных стимулов и игнорировать другой. Так, в качестве стимулов были использованы изображения планет: правильным вариантом ответа была планета с кратерами, а неправильным — планета с полосами. В начале эксперимента участникам сообщали о ставке эксперимента. При высокой ставке правильный ответ вознаграждался одним долларом, а неправильный отбирал у участника 50 центов. При низкой ставке участник, дав правильный ответ, зарабатывал 20 центов и терял 10 центов при неправильном ответе. В конце эксперимента участнику сообщали, сколько денег он выиграл.

Поведенческие данные показали, что точность при выполнении задания существенно (p = 0,04) коррелировала с возрастом: участники старше были точнее при принятии решений в экспериментальном условии с высокими ставками.

Умение соотносить награду с необходимыми усилиями появилось с возрастом
Изменение точности выполнения задания (d') при высоких (черным) и низких (серым) ставках с возрастом (по оси x)

Что касается нейровизуализационных данных, полученных во время выполнения задания, то они показали повышение (p < 0,05) активности в зонах интереса (соответственно, в полосатом теле и префронтальной коре) при принятии решений в условии высоких ставок с возрастом.

Умение соотносить награду с необходимыми усилиями появилось с возрастом
(a) разница в активности при выполнении задания с высокими и низкими ставками. (b) повышение активности в зависимости от возраста

Ученые, таким образом, приходят к выводу, что подростки (в данном случае — до 17 лет), в отличие от взрослых, не используют награду в качестве механизма когнитивного контроля и не могут соотнести затраты на выполнение задания с ценностью предполагаемого исхода. Эта способность, как показывают данные, приходит с возрастом — в процессе налаживания функциональной кортикостриатальной связи.

Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Автор: Елизавета Ивтушок





Ссылка на источник

Tags: дети, исследования, нейробиология, поведение, психология
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

Buy for 20 tokens
На днях наш корреспондент посетила лекцию Георгия Носова (Georgii Nosov), нейробиолога из Университета Мюнстера, который рассказывал о поучительных историях из жизни нейронов и людей, их изучающих. «Главными героями» лекции стали эксперименты, которые сыграли ключевую роль в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments