Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Домашним лисам заглянули в мозг

Эксперимент по одомашниванию лис был начат в 1949 году генетиком Дмитрием Беляевым в Институте цитологии и генетики (ИЦИГ) РАН в Новосибирске. За основу взяли черно-бурых лисиц, из которых поколение за поколением отбирали тех, что оказывались более послушны и лучше общались с людьми.

Домашним лисам заглянули в мозг

Так появились лисы, по поведению похожие на собак: они любят общаться как друг с другом, так и с людьми, более игривы и дружелюбны. И хотя их селекционировали только по поведению, у животных проявились и другие характерные особенности одомашненного состояния: у них стали встречаться свисающие уши, закрученные хвосты, и в целом у взрослых животных во внешнем облике оставались ювенильные (то бишь детско-юношеские) черты.



Очевидно, такие изменения должны сопровождаться изменением в геноме и в активности генов. Исследователи из Корнельского университета и ИЦИГ РАН вместе с коллегами из других научных центров проанализировали, как работают гены в префронтальной коре и некоторых других зонах мозга у потомства, которое получается при скрещивании одомашненных лис с обычными. Изучая геном, можно было понять, какие гены проходят через отбор, то есть какие гены нужны для того, чтобы животное стало более дружелюбным. Изучая генетическую активность, можно понять, как по-разному работают те гены, которые есть у домашних лис и у обычных, и как должна измениться активность генов, чтобы это сказалось на поведении.

Свои результаты исследователи опубликовали в PNAS и Nature Ecology and Evolution. В центре внимания у них были те участки мозга, которые заняты высшими уровнями обработки информации, в том числе и той, что касается социальных взаимодействий. Поскольку домашние лисы демонстрируют больше радости, авторы работы полагали, что очевидные изменения они обнаружат в дофаминовых нейронах, поскольку дофаминовые нейроны как раз срабатывают тогда, когда индивидуум чувствует радость и счастье. Но, как ни странно, на гены в этих нейронах отбор на оказал никакого влияния. Зато явные изменения были в других нервных клетках, которые нужны для памяти и обучения и которые используют в качестве нейромедиаторов серотонин и глутамат. Конечно, тут легко предложить разные гипотезы насчет того, почему память и обучение важны для одомашненного поведения, однако все такие гипотезы все же лучше сначала проверить дополнительными исследованиями.

Кроме того, удалось обнаружить изменения в генах, которые работают в нервном гребне – так называют совокупность эмбриональных клеток, из которых по мере развития зародыша получается множество разных структур: одни клетки нервного гребня дают ткани лица, другие – периферические нервны, третьи – пигментные клетки кожи и пр. Очевидно, изменения в нервном гребне могут дать многие из тех характерных черт, что свойственны одомашненным животным.

Изучая механизмы одомашнивания, мы не только наблюдаем эволюцию в действии. С практической точки зрения, чем больше мы будем знать о том, что при приручении происходило на уровне генов, тем лучше сможем понять, как улучшить ту или иную породу домашнего животного, как ускорить появление нужных признаков и как связаны особенности поведения с тем или иным генетическим рисунком.

Автор: Кирилл Стасевич





Ссылка на источник

Tags: генетика, животные, исследования, нейрофизиология, обучение, поведение, психология
Subscribe

Posts from This Journal “животные” Tag

promo nemihail 18:00, yesterday 44
Buy for 30 tokens
Да, я вляпался в новую стройку, но сперва мы демонтировали всё, что вы видите на этой фотографии. Нужно конечно понимать, что когда мы это строили, знали что уже совсем скоро все это снесем. Если кто забыл, то это проект большого черного дома. Дом мы закончили несколько лет назад, но…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment