Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Музыкальный вкус меняется на протяжении всей жизни

Многие подростки сегодня утверждают, что они будут фанатами группы One Direction и Джастина Бибера до конца своих дней и родителям никогда не удастся заставить их слушать "скучную" классику.

Музыкальный вкус меняется на протяжении всей жизни

Но британские учёные, которые, как известно, любят доказать очевидное, утверждают, что вкусы в музыке меняются с годами. На этот раз они выяснили, что определённые жанры музыки связаны с пятью ключевыми этапами в жизни человека.



Музыка всегда будет важной составляющей жизни людей, но с возрастом плейлист любимых песен и прочих музыкальных произведений человека меняется в соответствии с конкретными жизненными проблемами.

По мнению исследователей, музыка, которую мы слушаем, удовлетворяет нашим социальным и психологическим потребностям. Учёные подтвердили то, о чём люди давно догадывались: подростки, как правило, не обладают взыскательным музыкальным вкусом, а наша любимая музыка с годами становится всё менее агрессивной.

Психологи из Кембриджского университета выявили пять периодов музыкального вкуса в течение жизни человека. По их мнению, люди используют музыку для самоидентификации, затем – для принадлежности к какой-то социальной группе и поиска партнёра. В конце концов, человек приходит к эмоциональному пониманию музыки, соответствующему уровню развития его интеллекта.

Используя информацию о более чем четверти миллиона людей в течение десятилетнего периода, исследователи разделили музыкальные произведения на категории с учётом характеристики мелодий (мягкие, ненавязчивые, сложные, интенсивные, современные) и построили модели предпочтений для них у разных возрастных групп.

Эти пять категорий включают несколько жанров, объединённых общими музыкальными и психологическими чертами (например, громкостью и сложностью). Исследование показало, что первым большим музыкальным увлечением в жизни почти каждого человека становится любовь к коротким, резким и "интенсивным" мелодиями.

Увлечение "интенсивной" музыкой вроде панк-рока или металла приходится на подростковый возраст и по мере взросления постепенно теряет актуальность. В то же время музыкальный вкус увлечённых "современными" жанрами (поп и рэп) не эволюционирует до среднего возраста.

"В подростковом возрасте часто доминирует потребность в самоидентификации, а музыка – это самый доступное и эффективное средство", – говорит ведущий автор исследования доктор Джейсон Рентфроу (Jason Rentfrow).

"Интенсивная" музыка — агрессивная, напряжённая и характеризуется громкими и искажёнными звуками. Тексты песен "интенсивных" жанров часто наделены бунтарским подтекстом, что ассоциируется у подростков с достижением собственной независимости — ключевой задачей этого периода жизни.

Как только люди преодолевают свою потребность в независимости, они начинают стремиться полюбить и стать любимыми, найти людей, которые оценят эту сформировавшуюся личность. Тогда, в период ранней юности, агрессивные предпочтения сменяются более мягкими направлениями (электронной музыкой и R&B). Эти жанры — романтические, эмоционально положительные или танцевальные. Такие жанры музыки укрепляют стремление к интимности и часто воспроизводятся в местах, где люди собираются вместе с целью установления тесных отношений – на вечеринках, в барах и клубах.

Когда люди добиваются признания от других, успокаиваются и достигают среднего возраста, их музыкальный вкус переключается на сложные мелодии, такие как джаз и классика, а также на ненавязчивую музыку вроде кантри, фолка и блюза.

По словам исследователей, обе категории воспринимаются людьми как "релаксирующие". "Сложная" музыка становится показателем высокой эстетической культуры личности, что может быть связано с социальным статусом и развитым интеллектом, в то время как "ненавязчивая" музыка ассоциируется с простыми жизненными ценностями вроде семьи и любви.

"Когда мы устраиваем свою жизнь и получаем дополнительные ресурсы для самовыражения — успешную карьеру, дом, семью, машину, — музыка становится отражением этого процесса, – говорит доктор Рентфроу. – Тогда желающие повышать свой социальный статус, интеллект и материальное благосостояние привязываются к "сложной" музыке. Такие люди рассматривают социальное положение как одну из главных целей, достичь которую необходимо к среднему возрасту. Те, чья жизнь замкнута на семье и работе, воспитании детей и поддержании долгосрочных отношений, нуждаются в отдыхе и эмоциональной разрядке — они и находят ту самую простую жизненную "ненавязчивую" музыку".

Исследование британцев подробно описано в журнале Personality and Social Psychology.

Автор: Маргарита Паймакова





Ссылка на источник

Tags: время, знания, исследования, музыка, психология, социология, эмоции
Subscribe

Posts from This Journal “музыка” Tag

Buy for 20 tokens
На днях наш корреспондент посетила лекцию Георгия Носова (Georgii Nosov), нейробиолога из Университета Мюнстера, который рассказывал о поучительных историях из жизни нейронов и людей, их изучающих. «Главными героями» лекции стали эксперименты, которые сыграли ключевую роль в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments