Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Categories:

Две параллельные реальности

Как улучшить качество жизни людей с инвалидностью, особенно проживающих в ПНИ, почему инклюзивное образование развивается в стране небыстрыми темпами, и много ли сотрудников интернатов знает о сопровождаемом проживании.

Две параллельные реальности

Информированность родителей и сопровождение человека с инвалидностью с раннего детства помогают адаптировать его в социальной среде и интегрировать в общество, считают члены Совета по вопросам попечительства в социальной сфере. 9 ноября заседание совета прошло под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой и было посвящено проблемам образования и комплексного социального сопровождения детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.



По словам ректора Московского государственного психолого-педагогического университета, профессора Виталия Рубцова, необходимо обеспечить непрерывный характер образования детей и взрослых с ОВЗ и инвалидностью. Это требует не только модернизации всех уровней образования (ранняя помощь, дошкольное, начальное, основное общее, профессиональное образование), но и обеспечения переходов между ними. Важно создать специальные образовательные условия для таких людей, адресно сопровождать возникающие детско-взрослые общности

«Сейчас мы видим ежегодный прирост количества тех, кто обучается. Что касается системы дошкольного образования, то у нас это работает по заявительному принципу, и родители сами должны заявлять о потребности ребенка в этом», — сказала Татьяна Синюгина, заместитель министра просвещения РФ.

Согласно озвученной вице-премьером Татьяной Голиковой статистике, по предварительной оценке Министерства труда, за 2017 год — первую половину 2018 года в среднем по стране раннюю помощь получили порядка 68% детей с инвалидностью. В 2017 году в дошкольных учреждениях воспитывалось почти 500 тыс. человек с ограничениями здоровья, а детей с инвалидностью — 58 тыс. Очевиден рост количества детей, которые обучаются инклюзивно в школах, в 2017 году их насчитывалось более 276 тыс., тогда как в позапрошлом году их было 241 тыс. По итогам 2017 года в 22% школ и 17% детских садов были созданы условия для обучения детей с инвалидностью. Однако все эксперты единогласно признали, что это еще первичная стадия развития, потому как, по статистике, на начало 2017-2018 учебного года более 16 тыс. детей с ОВЗ не обучались в образовательных организациях и, соответственно, не находились в социуме.

По мнению Андрея Царева, сопредседателя координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, председателя МОО «Равные возможности», недостаточная информированность семей о инвалидности приводит к тому, что родители отправляют ребенка в интернат или оставляют дома, практически не занимаясь с ним. Образовательные учреждения не взаимодействуют с врачами и социальными работниками, и по сути родители остаются один на один с ребенком.

«Дети не попадают в детские сады, соответственно к школе они не готовы, чаще всего потом они направляются в коррекционные учреждения. И, естественно, они не будут социализированы. Сейчас ни образовательные организации, ни педагоги не заинтересованы в прибытии к ним ребенка с ОВЗ и тем более с инвалидностью. 38% сидят по домам, потому что школы не хотят их принять. Это должны быть государственные гарантии, рекомендованные на региональном уровне, — считает Елена Клочко, руководитель Всероссийской организации родителей детей с инвалидностью. — Пока в законодательстве нет понятия «ментальные инвалиды», а оно очень важно, чтобы понимать, какие именно услуги нужны этой категории».

Нужно указать в законе, в чем нуждаются люди с разными формами инвалидности. Ведь человек с ДЦП, чуть рука иначе двигается — это человек с инвалидностью, он уже попадает в статистику, или перенесший инсульт… Но при этом они могут иметь высшее образование. И, соответственно, подход к ним уже другой. Количество людей с особыми потребностями, которые обучаются и действительно интегрированы в общество, оно минимально, постыдно», — заявила учредитель Фонда помощи хосписам «Вера», руководитель Центра паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы Нюта Федермессер.

Еще одна проблема семей с инвалидностью — часто они находятся за чертой бедности, это признали общественники и предложили свои решения.

«Часто основная финансовая нагрузка в семье ложится на отца. Но если мать-одиночка, она получает пособие. Для людей трудоспособного возраста оно составляет 5.500 рублей, нетрудоспособного — 1.200 рублей. Выплаты уже порядка 10 лет не индексировались, и, как оказалось, это сделать довольно трудно. Поэтому предлагаем дать возможность родителям подрабатывать, хотя бы с частичной занятостью, не отнимая у них этих выплат, т.к. часто семьи боятся остаться без пособий и не решаются искать работу. Нужно дать родителю заработать. По нашим подсчетам, полмиллиона мам имеют высшее образование, но вынуждены сидеть с детьми», — утверждает Елена Клочко.

Помимо градации инвалидности, нужно в законе прописать, что такое сопровождаемое проживание. Как рассказали эксперты, за сопровождаемое проживание в регионах часто выдают просто улучшение условий.

«Мы ездили с Общественной палатой с проверками, смотрели интернаты, и могу сказать, что цифры, которые озвучивают на советах и обсуждениях, не соответствуют реальной ситуации, — рассказала Ксения Алферова, основатель фонда «Я есть». — Мы показывали там ролики, чего добились центры лечебной педагогики в Петербурге, Москве, и руководство интернатов на местах думает, что те дети, с которыми мы работаем, и те, что в их интернатах, — это две разные категории. Они не понимают термины «сопровождаемое проживание» и «раннее вмешательство». Руководство, слыша о сопровождаемом проживании, сразу называет безумную стоимость ремонта. Но тут важно объяснить, что такая скученность людей, которую мы наблюдаем во многих ПНИ, приводит к полной деградации детей, попавших туда. Например, его помещают в одно место с ментальными инвалидами, а у него синдром Дауна, он ходит в школу, читает, считает. Многие взрослые даже не получают права свободного выхода на территорию учреждения».

«Это будто две параллельные реальности: то, что мы говорим, и то, что происходит. И когда чиновники понимают, о чем мы говорим, и им становиться легче от того, что никаких дополнительных средств для этого не нужно, они вздыхают с облегчением. Просто важно поменять угол зрения на человека — он все может», — добавила Ксения Алферова.

«Нужно понимать, что есть люди, которые находятся сейчас в условиях, несовместимых с современными представлениями о человеческом достоинстве», — подытожила Нюта Федермессер.

Автор: Елена Алмазова





Ссылка на источник

Tags: Минздрав, безбарьерная среда, доступность, инвалиды, инклюзия, льготы, обучение, паллиатив, соцзащита, социальная адаптация, социальные проблемы, трудоустройство
Subscribe

Posts from This Journal “инвалиды” Tag

Buy for 20 tokens
Вы вероятно считаете, что вам, как гражданину РФ тоже принадлежат наши недра? Наивный вы человек. Усаживайся поудобнее, мой наивный друг, протирай глаза и читай про одну очень интересную схему. Есть в нашей стране такое государственное АО как «Росгеология», задача которой, в одно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments