Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Забыть, чтобы вспомнить

Чтобы запомнить что-то новое, нужно забыть что-то старое – мы уже как-то писали об этой особенности нашей памяти в связи с работой психологов из Университета Глазго, опубликованной в конце 2015 года в Current Biology.

Забыть, чтобы вспомнить

Исследователи просили добровольцев выполнить два задания, и оказалось, что эффективность выполнения второго задания зависела от того, насколько предыдущее задание засело в памяти: если психологи использовали приёмы, закрепляющие то, что выучено в первом задании, то следующее задание запоминалось хуже. В другой статье 2015 года, о которой мы также рассказывали, сотрудники Кембриджского университета писали о том, что разные части памяти в мозге человека конкурируют между собой: чем чаще мы вспоминаем что-то одно, тем хуже помним что-то другое.



В новой статье в Nature Communications, опубликованной тем же Майклом Андерсоном (Michael Anderson) и его коллегами из Кембриджа, речь опять идёт о конкурентном и избирательном забывании, только эксперименты на сей раз ставили с крысами. Когда крысы видят что-то новое, они стараются его исследовать. На их любопытстве построили достаточно простой тест: крыс сажали в клетку, где был какой-то незнакомый им предмет – мяч, игрушка, чашка и пр. После того, как крысы подробно изучили незнакомый предмет А, их вынимали на 20 минут, а потом сажали в эту же клетку, но уже с другим незнакомым предметом – предметом В, который они также тщательно изучали.

Затем грызунов снова сажали в ту же клетку, где были предмет А и что-то, что они раньше не видели. Предмет А крысам должен был быть знаком, и поэтому следовало ожидать, что они его вспомнят и не будут тратить на него время, и отправятся к незнакомому объекту. Так всё и происходило: на А крысы не обращали особого внимания.

Однако когда крысы в первый раз изучали А, они тогда же изучали и В. Исследователи предположили, что активное вспоминание предмета А должно вытеснить из памяти предмет В, с которым они имели дело примерно в одно время с А. В таком случае после нескольких столкновений с А грызуны должны были бы забыть про В.

В эксперименте крысам несколько раз показывали А вместе с незнакомым предметом, чтобы они несколько раз активно вспомнили А, после чего показывали уже В так же в паре с каким-то незнакомым предметом. И оказалось, что и виденный ранее В, и незнакомый объект крысы воспринимают одинаково – как если В они раньше не видели. Если же их не заставляли активно вспоминать А, то и воспоминания о В у них не исчезали. Иными словами, воспоминания о чём-то одном действительно стирали из памяти информацию о чём-то другом.

Удалось также определить область мозга, которая отвечает у крыс за эту чехарду с памятью: когда у них с помощью специального вещества подавляли активность средней префронтальной коры, грызуны переставали забывать несчастный предмет В.

У людей в префронтальной коре тоже есть область, отвечающая за избирательное забывание, и возникает вопрос – может, люди тоже могли бы употреблять какое-нибудь вещество, которое бы отключало эту область и подавляло забывчивость? Возможно, что в некоторых случаях нужда в подобном веществе действительно есть, когда функция забывания выходит из-под контроля. Однако здесь следует помнить, что забывание помогает нам справиться с потоком информации, и без него мозг просто перестал бы работать как надо. Это можно пояснить на простом примере: допустим, вы выходите из торгового центра и идёте на автобусную остановку или же к собственной машине, и одновременно в памяти появляется нужный маршрут – мозг вспоминает, где находится автобусная остановка или же где вы оставили машину. Если бы в памяти попутно крутились воспоминания о том, как вы только что ходили по магазину, выбирали, что купить, приценивались, оценивали, взвешивали, примеряли и пр., то вы бы вряд ли смогли добраться домой.

То, что одни воспоминания активно подавляют другие, чтобы те не мешали, нейробиологи и психологи предполагают давно. Эксперимент с крысами не только прямо продемонстрировал эту способность, но ещё и лишний раз показали, насколько она важна для мозга – последний общий предок людей и крыс хотя жил на Земле около 100 млн лет назад, но, похоже, уже вполне был способен забывать ненужную информацию.

Автор: Кирилл Стасевич





Ссылка на источник

Tags: знания, информация, исследования, мозг, нейробиология, память, психология
Subscribe

Posts from This Journal “нейробиология” Tag

Buy for 20 tokens
Полезно знать, какие у тебя гены – хотя бы для того, чтобы уберечься от тех или иных болезней. Однако мы уже столько наслушались про гены, что часто воспринимаем их в роли судьбы, против которой не попрёшь, и потому не стоит и пытаться. Исследователи из Стэнфорда пригласили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments