Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Categories:

Успехи в учебе и карьере связаны не только с интеллектом

Международная команда учёных из Университетов Аделаиды и Бристоля выяснила, что успех ребёнка в школе, а также дальнейшее продвижение по карьерной лестнице обусловлено не только когнитивными способностями.

Успехи в учебе и карьере связаны не только с интеллектом

Это подтверждает давнюю гипотезу о том, так называемые некогнитивные навыки играют не менее важную роль в жизни успешных людей.



Поясним, что под когнитивными (познавательными) способностями подразумевается целый набор сложных функций, за которые отвечает наш мозг. К ним относятся мышление как таковое, ориентация во времени и пространстве, запоминание и хранение информации, её обработка и анализ, способность к обучению и логическим рассуждениям и так далее. Большинство этих способностей так или иначе связаны с общим уровнем интеллекта человека.

Между тем под некогнитивными навыками подразумеваются, как правило, внимание, способность к самоконтролю, настойчивость в достижении целей, добросовестность и умение работать в команде.

В ходе новой работы специалисты впервые рассмотрели, как некогнитивные способности могут влиять на успехи ребёнка в школе и на его дальнейшую реализацию в работе.

Сперва учёные изучили более девяти с половиной тысяч научных работ, в которых изучалась роль тех или иных навыков в жизни людей. Из них учёные выбрали 222 публикации, которые включали как наблюдательные, так и экспериментальные исследования. Их участниками были дети в возрасте до 12 лет. В работах сообщалось о когнитивных и некогнитивных способностях, успеваемости в школе, а долгосрочные наблюдения фиксировали информацию о дальнейших успехах участников в профессиональной деятельности.

Метаанализ огромного массива данных показал, что доказательная база во многих научных работах была довольно слабой. В большинстве случаев специалисты стремились доказать роль когнитивных навыков в учёбе и дальнейшей жизни, но при этом уделяли совсем мало внимания роли некогнитивных навыков (в комментариях авторов работы даже прозвучало слово "предвзятость").

Между тем, сопоставив результаты исследований, учёные пришли к выводу, что некогнитивные способности не менее важны для тех людей, которые хотят добиться успехов в жизни. Развитие таких навыков улучшает обучение и способствует профессиональному росту.

"Такие черты как внимание, саморегуляция и настойчивость, которые проявляются в детстве, были исследованы психологами, экономистами и эпидемиологами, и некоторые из них, как было показано, влияют на последующие жизненные результаты", — отмечает ведущий автор новой работы профессор Джон Линч (John Lynch).

"Есть предварительные данные из опубликованных исследований о том, что некогнитивные навыки связаны с академическими достижениями, психосоциальными, когнитивными и языковыми результатами. Но когнитивные навыки по-прежнему важны", — добавляет соавтор работы Лиза Смитерс (Lisa Smithers).

По словам специалистов, развитие некогнитивных навыков в детском возрасте имеет не менее важное значение, чем развитие когнитивных способностей. И в особенности это касается детей из неблагополучных семей.

Впрочем, пока что учёные лишь потянули за ниточку и только начали распутывать клубок сложных взаимосвязей социально-психологических, экономических и других факторов, которые могут повлиять на становление человека как профессионала и его успех в учёбе.

"Существующая база данных, лежащая в основе этой сферы, нуждается в более крупных исследованиях, хорошо продуманных", — уверен профессор Линч.

Будущие работы в этой области помогут специалистам не только получить более чёткое представление о когнитивных и некогнитивных функциях, их роли и взаимосвязях, но и разработать новые эффективные способы улучшения тех или иных способностей. Вероятно, такие стратегии, учитывающие сильные и слабые стороны ребёнка, пригодятся родителям и педагогам.

Научная статья по итогам этого исследования была опубликована в журнале Nature Human Behaviour.

Кстати, ранее учёные открыли более тысячи генов интеллекта, не только полезных, но и опасных. Впрочем, было доказано, что на уровень IQ и успехи ребёнка в школе влияют и другие гены.

Также мы рассказывали о том, какой возраст лучше всего подходит для обучения иностранным языкам и какие действия нужно предпринимать родителям, которые хотят воспитать гения.

Автор: Юлия Воробьёва





Ссылка на источник

Tags: дети, интеллект, исследования, обучение, психология, социология
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

Buy for 20 tokens
Даже год назад это казалось только сатирой на злобу дня, но наша текущая реальность сейчас всё быстрее догоняет самые расторможенные фантазии… Итак, в настоящий момент в большинство крупных магазинов и торговых центров в большинстве крупных городов России можно попасть только при…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments