Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Categories:

На готовность заплатить за еду повлияла ее пищевая ценность

Определение субъективной ценности продукта питания происходит с участием орбитофронтальной коры, причем суждение о ценности выносится на основании оценки отдельных его свойств.

На готовность заплатить за еду повлияла ее пищевая ценность

Это подтвердила американо-японская команда ученых, которая также установила, что на субъективную ценность еды влияет содержание в ней макронутриентов и витаминов. Результаты опубликованы в журнале Nature Neuroscience.



Разные исследования указывают на то, что орбитофронтальная кора (ОФК) связана с определением ожидаемой полезности разных вариантов во время принятия решений, однако о том, как конструируются оценочные сигналы, ученым известно не достаточно. Чтобы лучше понять эти процессы, американо-японская команда ученых провела исследование с использованием пищевых стимулов. В таких случаях оценочные сигналы обычно наблюдаются на всей орбитальной поверхности, заметнее всего — в медиальной ОФК, но первичные сигналы от органов чувств поступают в латеральные части орбитальной поверхности. В связи с этим гипотеза исследователей заключалась в том, что латеральные части ОФК ответственны за первичное кодирование элементарных атрибутов, из которых складывается общая оценка, а медиальная ОФК — за кодирование общей субъективной ценности предложенного продукта.

В исследовании участвовали 23 человека, которым предлагали оценить субъективную ценность («готовность заплатить») каждого из 56 вариантов пищевых продуктов. В это время мозг участников сканировали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Так, каждый участник видел изображение продукта, затем ему предлагали несколько ставок, и он выбирал ту цену, которую готов заплатить за продукт (ноль, один, два или три доллара). После этого экспериментаторы задавали вопросы участникам по поводу содержания сахара, жиров, натрия, углеводов, белков и витаминов, а также общей калорийной ценности тех же 56 продуктов, каждый фактор имел шкалу от «совсем мало» до «очень много». Стоит отметить, что во время принятия решения о цене продуктов участникам не предлагали задуматься на счет их пищевой ценности, или каких-либо других конкретных качеств.

На готовность заплатить за еду повлияла ее пищевая ценность
(а, b) Схема экспериментального задания. Промежутоный интервал между заданиями (ITI) и длительность остальных этапов указана в секундах. (c) Корреляция между ответами участников по поводу содержания жира, натрия, углеводов, сахара, белка, витаминов (отложены на оси x) и их реальным содержанием. Для всех атрибутов p < 0.01. (d) Нейронная репрезентация субъективной ценности: точность (в %, ось y) для латеральной орбитофронтальной коры (lOFC) и медиальной ОФК (mOFC). На графике справа точки указывают среднюю точность среди всех участников.

Оценки пищевой ценности продуктов, которые предложили участники, высоко коррелировали с фактическими значениями (p < 0.01 для всех факторов пищевой ценности). Ученые протестировали разные комбинации факторов в поисках наиболее точной модели, способной предсказать общую субъективную ценность еды, и отобрали десять лучших. В каждой из этих десяти моделей повторялись оценки содержания белков и витаминов, в восьми из десяти учитывались оценки содержания жиров, в шести — углеводов.

Интересно, что высокое содержание сахара оказалось не таким значимым в формировании субъективной привлекательности пищи, как показывают некоторые исследования. С другой стороны, значимое влияние оказало содержание углеводов, которое, в свою очередь, подразумевает и содержание сахара, эти факторы высокая коррелиуют.

Затем ученые принялись изучать деятельность мозга с помощью мультивоксельного анализа паттернов (MVPA). Паттерны, полученные на фМРТ, сопоставляли с общими субъективными оценками участников, а также с оценками показателей пищевой ценности.

Как и ожидалось, общие оценки были связаны с работой как медиальной, так и латеральной частей ОФК на фазе первичного оценивания продукта. Ученые определили области интереса в латеральных и медиальной частях ОФК, сопоставили их с фактическими данными участников, и вывели показатель точности, который оказался высоким как для латеральной ОФК (p < 0.01), так и для медиальной (p < 0.01). Ученые нашли связь субъективной оценки факторов пищевой ценности (четырех наиболее значимых) с работой латеральной части ОФК (p < 0.05), но не медиальной (p > 0.05).

Кроме того, ученые провели анализ эффективных связей между субрегионом медиальной части ОФК, который связан с общей субъективной оценкой пищевого продукта, и субрегионами латеральной части ОФК, которые связаны с оценкой факторов пищевой ценности. Эффективные связи отражают влияние, прямое или косвенное, которое одна система нейронов оказывает на другую. Такая связь была найдена (p < 0.05), но только во время этапа первичного оценивания продукта.

Так, латеральная часть орбитофронтальной коры связана с оценкой отдельных свойств продукта, а в медиальной ОФК на основании этих оценок определяется его общая субъективная ценность, которая, в конечном итоге, влияет на наш выбор. Согласно результатам, ценность продукта питания как минимум отчасти связана с тем, сколько, на наш взгляд, в нем содержится жиров, белков, углеводов и витаминов. Однако, несмотря на предсказательную точность полученных моделей, авторы не исключают наличие других, возможно более значимых факторов, которые также участвуют в принятии решения, и считают, что эти факторы могут быть иными у людей из разных культур.

В нашем блоге мы рассказывали о «зоне обжорства», и считали, сколько бигмаков нужно съесть лорду Ситхов для одного "выстрела" молнией в человека. Также мы писали о том, какие отделы мозга отвечают за отвращение к еде, и о том, как важен завтрак для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Автор: Анна Зинина





Ссылка на источник

Tags: исследования, мозг, нейробиология, питание
Subscribe

Posts from This Journal “нейробиология” Tag

Buy for 30 tokens
Вы помните сколько стоил бензин 10 лет тому назад? Вспоминайте. Нам так часто по телевизору рассказывают, что бензин дорожает, что мы уже сами в это поверили. Так вот, можете не гуглить – Я всё уже всё уже нашел для вас: за десять лет цена на бензин поднялась в два с лишним раза.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments