Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Categories:

Короткие перерывы помогли мозгу в эффективном обучении

Наибольшая эффективность в процессе обучения достигается в короткие периоды отдыха между периодами практики, выяснили американские ученые.

Короткие перерывы помогли мозгу в эффективном обучении

С помощью эксперимента с использованием магнитоэнцефалографии они показали, что точность и скорость выполнения заданий растет как раз в десятисекундые перерывы во время практики, и это улучшение сопровождается активностью лобно-теменных зон в бета-диапазоне. Статья опубликована в журнале Current Biology.



Переход воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией, и процесс этот затрагивает не только память о событиях и конкретных предметах, но также и память моторную — то есть ту, которая задействована при обучении различным навыкам. Чаще всего в этом случае эффективность консолидации оценивают через несколько часов или дней после того, как человек впервые «познакомился» с навыком и успел его несколько раз повторить, а также поспать: считается, что наиболее эффективный процесс закрепления воспоминаний происходит во время сна.

В новой работе ученые под руководством Марлин Бёнструп (Marlene Bönstrup) из Национального института неврологических расстройств и инсульта (Мэриленд, США) решили проверить, как на процесс обучения влияют небольшие периоды отдыха непосредственно в процессе обучения. В их исследовании приняли участие 27 человек: в ходе эксперимента их просили с помощью левой руки (все испытуемые были правшами) как можно быстрее и точнее воспроизвести на клавиатуре сочетания из пяти клавиш, которое им показывали на экране. Каждый палец руки участники положили на клавиши, которые соответствовали цифрам от 1 до 4, а во время эксперимента на экране в течение десяти секунд появлялись сочетания вроде 1-2-4-3-1. После каждого десятисекундного периода практики следовали десять секунд отдыха, а всего участникам необходимо было пройти 36 пар обучения и отдыха, а на следующий день участники вернулись и выполнили еще 9 таких пар. Во время эксперимента активность их мозга регистрировали с помощью магнитоэнцефалографии.

Ученые заметили, что в течение первых нескольких минут эксперимента эффективность участников росла, после чего сравнялась и вышла в плато примерно к 11 попытке. Затем они сравнили изменения скорости нажатия на клавиши во время выполнения задания (то есть непосредственно при нажатии на клавиши) и в период отдыха (то есть между последним нажатием и последующим за ним после периода отдыха), а также точности нажатия. Оказалось, что эффективность выполнения задания существенно не менялась во время периодов выполнения задания (p = 0,68), но значительно (p < 0,001) росла в моменты отдыха. Из этого ученые сделали вывод, что активное обучение приходится не на время практики, а на короткие перерывы между ними.

Проанализировав МЭГ-данные, ученые обнаружили характерную для периода отдыха активность в бета-диапазоне (от 12 до 30 Герц) в лобно-теменных зонах, расположенных контрлатерально используемой руке (то есть в правом полушарии). Активность в бета-диапазоне характерна, в частности, для периодов концентрации и закрепления обучения моторным командам.

Авторы работы пришли к выводу о том, что наиболее эффективный процесс обучения происходит во время коротких перерывов между повторяющимися сессиями: судя по всему, для процесса консолидации хватает и такого небольшого периода, как 10 секунд. Полученные учеными данные могут пригодиться при терапии, направленной на восстановление функций конечностей после инсульта и травм головного мозга.

В восстановлении моторных функций после инсульта также помогает неинвазивная стимуляция — как электрическая, так и магнитная. Это год назад с помощью метаанализа показали американские ученые.

Автор: Елизавета Ивтушок





Ссылка на источник

Tags: исследования, нейробиология, обучение, память, психология
Subscribe

Posts from This Journal “обучение” Tag

  • Нейронный шум помогает учиться

    Двадцать лет назад нейробиологи из Стэнфорда обнаружили у некоторых нейронов мозга странную шумовую активность: они реагировали на такие стимулы,…

  • Пчелиная математика

    Арифметические способности не есть что-то, что свойственно сугубо человеческому мозгу: что там говорить про попугаев и ворон, которые вообще…

  • Пчелы умеют складывать и вычитать

    Прошлым летом мы писали о том, что пчёлы понимают ноль, что намного сложнее, чем просто представлять себе «больше» и…

Buy for 30 tokens
Вчера многие СМИ проводили опрос и, что характерно, большинство людей до сих пор считают себя жертвами перестройки Михаила Сергеевича Горбачёва. А что в действительности принесла нам Перестройка? Давайте разберемся. Вот вам лично мой опыт жизни в СССР Я родился в 1980 году и уже с 2,5 лет…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments