
Целенаправленное и последовательное следование к цели через пространственные и временные координаты – основа человеческого поведения. И нейронная основа, которая лежит в основе этого процесса, до сих пор не полностью понятна. Процесс навигации имеет много общего с рабочей памятью, поскольку также подкрепляется постоянным удержанием текущих задач и цели. Необходимо не отвлекаться на другие стимулы, чтобы не упускать из виду наиболее приоритетную цель. Исследователи предположили, что и нейронные механизмы у процесса навигации и рабочей памяти также будут сходными.
В настоящем исследовании они выдвинули гипотезу о том, что периоды целенаправленной навигации требуют динамической реактивации желаемого объекта с соответствующими пространственными характеристиками. С этой целью исследовалась запись внутричерепной ЭЭГ пациентов, страдающих эпилепсией, которые выполняли задачу поиска по памяти местоположения объекта в виртуальной среде.

Тест в виртуальном пространстве на нахождение объектов с подсказками и обратной связью. В конце серии испытаний ошибок у всех участников наблюдалось существенно меньше, чем в начале.
Оказалось, что электрофизиологические представления различных сигналов привязаны к разным тета-фазам гиппокампа. Тета-ритм – один из видов мозговых волн, который активен не в коре больших полушарий, а специфичен именно для этой зоны мозга.

Правый и левый гиппокамп с точками регистрации тета-ритмов и сами тета-ритмы.
Эти результаты выявили сходство между рабочей памятью и целенаправленной навигацией. Предполагается, что тета-ритмы гиппокампа как раз и представляют собой тот нейронный механизм, который определяет процесс пространственного ориентирования.
Результаты этого исследования проливают свет на мозговые основы навигации и открывают перспективы объяснения пространственной дезориентации как симптома при неврологических и психиатрических заболеваниях.
Текст: Мария Богданова
Ссылка на источник
Journal information