
На сегодняшний день науке ещё не удалось детально исследовать проблему тиннитуса или ушного звона. Его изучение осложняется тем, что шум в ушах нельзя увидеть по анализам, как, например, сахарный диабет, или просто измерить специальным приборами, как регистрируется артериальное давление. Разные люди по-разному могут испытывать ушной звон, слышать его с разной частотой. Один человек, в силу привыкания, может ощущать его не так ярко, как другой, и так далее.
Учёные из университета штата Иллинойс (Illinois State University) провели исследование, которое хоть и не дало полного понимания болезни, но помогло определить зоны мозга, ответственные за ушной звон, что, в перспективе, может помочь предупредить, а может, и вылечить болезнь.
«С медицинской точки зрения мы можем управлять только некоторыми симптомами тиннитуса, но не можем вылечить его, потому что мы не понимаем, чем он вызван», — пишет руководитель исследования Фатима Хусейн (Fatima Husain).
Для исследования набрали 6 групп участников, в четырёх из которых люди жаловались на ушной звон. Из них в двух группах люди испытывали лёгкий звон на протяжении долгого времени, в третьей – лёгкий звон на протяжении недолгого времени, а участники четвёртой жаловались на сильный и долгий шум. Остальные две группы стали контрольными – в одну из них набрали людей, не имеющих проблем со слухом, во вторую – людей не имеющих слуха вообще. Испытуемые в группах не отличались по полу или возрасту, а средний возраст всех участников колебался в диапазоне от 30-ти до 70-ти лет.
С помощью функциональной МРТ выявили, что за звон в ушах ответственен участок теменной доли, находящийся между двумя полушариями мозга – предклинье. Этот отдел мозга связан с эпизодической памятью, ориентацией в пространстве, а также с вопросами личностной самоидентификации.

Иллюстрация влияния шума в ушах на функциональную связность состояния покоя по сравнению с контрольными показателями. Чёрные прямоугольники соответствуют областям сети внимания, а белые прямоугольники – это области, связанные с сетью пассивного режима работы мозга.
Предклинье, в свою очередь, оказалось связанным с двумя нейронными сетями: дорсальной сетью внимания (dorsal attention network, DAN) и сетью пассивного режима работы мозга (default mode network, DMN). Если первая сеть ответственна за сосредоточение и концентрацию на чём-либо, то вторая задействована, скорее, в процессе отдыха, когда мозг находится в состоянии покоя и не решает каких-либо задач, кроме так называемых «фоновых» (неспешные размышления о чем-либо и так далее).

У здорового человека, сети активизируются попеременно в зависимости от того, работает человек в настоящий момент или расслабляется, а предклинье связано с ними в более-менее равной степени.
Однако исследователи обнаружили, что у пациентов с хроническим шумом в ушах предклинье меньше взаимодействует с сетью пассивного режима и больше связано с сетью внимания. Более того, чем сильнее шум, тем выше на неё нагрузка. Таким образом, сеть внимания активна практически постоянно и работает даже тогда, когда мозг в ней не нуждается.
Это объясняет то, почему люди с постоянным шумом в ушах чувствуют себя утомлёнными и почему они не могут расслабиться даже во время отдыха. Кроме того, шум в ушах – довольно отвлекающий фактор, который зачастую мешает сосредоточиться на чём-то важном и, как следствие, приводит к проблемам с концентрацией.
Стоит отметить, что такая картина больше свойственна людям, страдающим от тиннитуса уже продолжительное время, а вот тем, у кого ушной звон не сильный и начался недавно, предклинье взаимодействует с указанными нейросетями так же, как у контрольных групп с участниками, не имеющими проблем со слухом (в том числе и в силу его отсутствия).
Для того, чтобы продвинуться в изучении этой проблемы и выявить закономерности развития болезни, научиться её предупреждать и излечивать, учёные планируют наблюдать за людьми с непродолжительным и несильным ушным звоном, чтобы зафиксировать то, на каком этапе болезни начинаются изменения в мозге.
Конечно, сами исследователи не исключают роль разнородных погрешностей, способных повлиять на результаты исследования и на необходимость учитывать больше параметров для более точных результатов. Так, нарушения в сети пассивного режима могут связываться с возрастными болезнями (болезнь Альцгеймера) или депрессивными расстройствами.
Подробности работы можно узнать в NeuroImage: Clinical.
Текст: Екатерина Хрипко
Ссылка на источник
Journal information