Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Category:

Музицирование и билингвизм сделали мозг эффективнее

Канадские ученые с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии изучили нейронные механизмы, которые могут объяснить превосходство билингвов и профессиональных музыкантов в решении задач, которые требуют памяти и внимания.

Музицирование и билингвизм сделали мозг эффективнее

Эксперимент показал, что при решении задач на рабочую память дорсолатеральная часть префронтальной коры их головного мозга активировалась меньше, чем у контрольной группы: при этом отвечали они быстрее и правильнее.



На эффективную работу исполнительных функций мозга — к ним относятся задачи, требующие памяти и внимания — во многом влияет интеллектуальное развитие и образ жизни человека. Среди тех, кто решает такие задачи особенно эффективно, выделяются билингвы: они, например, точнее, а также быстрее развивают некоторые языковые навыки. Отметить стоит и профессиональных музыкантов: они быстрее обрабатывают сочетания звуковых и зрительных стимулов, а также распознают эмоции.

Превосходство музыкантов в решении такого типа задач можно объяснить многолетними репетициями, требующими точного контроля движений, внимания и хорошей памяти. Билингвам, с другой стороны, зачастую необходимо все время переключаться между двумя языками, что также требует повышенного внимания.

Хотя об этих особенностях билингвов и профессиональных музыкантов известно давно, нейронный механизм их превосходства изучен плохо. Психологи Университета Торонто при участии профессора Эллени Биалисток (Ellen Bialystok) решили найти этот механизм. В их исследовании приняли участие 14 англоговорящих профессиональных музыкантов (монолингвов), 13 билингвов (не музыкантов) и 14 человек без музыкального образования, владеющих в совершенстве только одним языком.

В ходе эксперимента, проходящего с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии, участникам необходимо было запоминать два типа звуковой информации: пространственную (ее передавали в динамик либо напротив лица, либо в левое или правое ухо) и семантическую (то есть то, что именно звучало). В качестве стимулов исследователи использовали три типа звуков: человеческие (например, покашливание), музыкальные (звук флейты) и звуки окружающей среды (например, вода из крана). Сам эксперимент представлял собой классическую задачу n-назад: в ней участникам необходимо решить, совпадает ли предъявленный стимул с тем, который был представлен n шагов назад. В этом эксперименте n равнялось одному и двум.

Билингвы показали большую эффективность (p < 0,001) в распознавании пространственной информации по сравнению с семантической, в то время как музыканты лучше билингвов и монолингв без профессиональной подготовки распознавали категории представленных звуков. Как билингвы, так и профессиональные музыканты в целом быстрее (p = 0,033) отвечали, а их ответы (пусть и статистически незначимо) были в целом точнее — примерно на семь процентов.

Музицирование и билингвизм сделали мозг эффективнее
Доли правильных ответов (A) и время реакции (B) при выполнении задачи n-назад с использованием разных стимулов билингвами (синий), музыкантами (зеленый) и контрольной группой (красный)

Что касается мозга участников, то среди билингвов и профессиональных музыкантов при выполнении задач наблюдалась меньшая (p < 0,05) активность дорсолатеральной части префронтальной коры: именно этот отдел коры больших полушарий отвечает за исполнительные функции, в особенности — рабочую память.

Результаты работы в очередной раз показывают возможность мозга к пластичности (в данном случае — функциональной) под воздействием опыта. Любопытно, что билингвы и профессиональные музыканты показали бóльшее превосходство в выполнении двух разных задач (запоминание и использование пространственной и семантической информации). Несмотря на то, что обработка этой информации происходит за счет похожих нейронных механизмов, отличающийся тип когнитивного развития музыкантов и билингвов приводит к тому, что выполнение одной задачи превосходит другую. Билингвам, например, необходимо эффективно различать и обрабатывать семантическую информацию двух разных кодов (языков) — процесс, который требует повышенного внимания и умения подавлять лишнее. Музыкантам необходимо запоминать большое количество информации — и, соответственно, эффективно расходовать нейронные ресурсы.

Статья опубликована в журнале Annals of the New York Academy of Science.

Стоит отметить, что билингвы превосходят монолингвов не во всем: использование двух родных языков гиперболизирует способность к речевому восприятию, иногда приводя к небольшим задержкам. Например, билингвам сложнее обрабатывать языковые стимулы, которые обычно используются в языковых экспериментах и мало походят на живую речь.

Автор: Елизавета Ивтушок





Ссылка на источник

Tags: интеллект, когнитивистика, лингвистика, мозг, музыка, нейробиология, нейропластичность, обучение, память
Subscribe

Posts from This Journal “нейропластичность” Tag

Buy for 30 tokens
Беда не приходит одна Если кто ещё помнит одного из самых ярких блогеров Живого Журнала Рому Петрова romapetrov, то этот пост для вас. Ромы с нами уже нет, однако в его семье продолжают происходить неприятные вещи, так год назад папа Ромы перенес инсульт и мы с вами помогли ему…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments