Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Category:

Джазовые гитаристы справились с импровизацией без когнитивного контроля

Американские ученые выяснили, что профессиональные джазовые гитаристы при импровизации обходятся без активной работы лобных долей, обеспечивающих когнитивный контроль — в отличие от их менее опытных коллег.

Джазовые гитаристы справились с импровизацией без когнитивного контроля

Для этого ученые попросили 32 музыканта поимпровизировать, в то время как активность их мозга записывали с помощью электроэнцефалограммы. Статья опубликована в журнале NeuroImage.



Роль когнитивного контроля в деятельности человека достаточно понятна: такой контроль необходим для того, чтобы четко выполнять определенные действия — как с точки зрения моторики, так и других когнитивных процессов. Не последнюю роль когнитивный контроль играет в умении музицировать, по крайней мере — при обучении: начинающим музыкантам необходимо четко следить за расположением рук на клавишах или струнах, а дополнительно — держать в голове и многую другую информацию, будь то набор нот в произведении, ритм, которому нужно следовать, и размер.

Действительно, исследования показывают, что музыканты — во многом благодаря хорошему когнитивному контролю — отсеивают нерелевантную информацию лучше, чем люди, которые на музыкальных инструментах не играют. Тем не менее, контроль — далеко не единственная важная составляющая музыкального мастерства, и довольно хорошо это демонстрируют джазовые музыканты со своим умением импровизировать, которое контроль только ограничивает.

Выяснить, что именно позволяет импровизировать в креативном процессе — как раз на примере джазовых музыкантов — решили выяснить Дэвид Розен (David Rosen) из Дрексельского университета и его коллеги. В их исследовании приняли участие 32 джазовых гитариста, которые отличались уровнем мастерства (новички, студенты музыкальных отделений, профессиональные музыканты и репетиторы) и количеством отыгранных живых выступлений (от 6 до 1,5 тысячи).

Каждого из них попросили в течение восьми минут поиграть на гитаре под аккомпанемент пианино, ударных и бас-гитары: участникам давали ноты (по четыре набора каждому), но попросили импровизировать, а всего ученые сделали 192 записи импровизаций участников. Во время музицирования активность их мозга регистрировали с помощью ЭЭГ.

Все сыгранные мелодии ученые отдали на проверку четырем профессиональным джазовым музыкантам, которые в исследовании не участвовали: их попросили оценить креативность, технику и красоту каждого музыкального отрывка по шкале от 1 до 7. На основании оценок экспертов ученые ставили оценку качеству импровизации.

При более качественной импровизации наблюдалась повышенная активность в бета- и гамма-диапазонах в левом полушарии, в особенности — в теменной, теменно-затылочной и лобной долях (p < 0,001). Напротив, низкое качество импровизации было связано с повышенной активностью в лобной и теменной долях правого полушария (p < 0,001).

Джазовые гитаристы справились с импровизацией без когнитивного контроля
Теплый цвет — активность мозга при качественной импровизации, холодный — при менее качественной

Затем ученые сравнили активность мозга при разном качестве импровизации, использовав объективное мастерство участников (то есть количество их выступлений и годы практики) в качестве побочной переменной. В этом случае статистически значимая активность (в альфа-, бета- и гамма-диапазонах) наблюдалась почти исключительно в правом полушарии — причем как для импровизации высокого, так и низкого качества (p < 0,001). Из этого ученые сделали вывод, что участие левого полушария в процессе импровизации и его влияние на качество игры — просто показатель того, что более опытные музыканты в целом играют лучше.

Джазовые гитаристы справились с импровизацией без когнитивного контроля
Теплый цвет — активность мозга при качественной импровизации, холодный — при менее качественной

Интересно, что, с учетом джазовой экспертизы в качестве побочной переменной, высокое качество импровизации было связано с повышенной активностью теменной зоны, но не лобной — она как раз была активна в том случае, если качество импровизации было ниже. Именно в лобных долях, как известно, находятся участки, отвечающие за когнитивный контроль. Таким образом, результаты, полученные учеными, указывают на то, что при высоком уровне мастерства роль когнитивного контроля (по крайней мере в джазовой импровизации) отходит на второй план, уступая место другим процессам; при этом в отсутствии основательной экспертизы контроль все же нужен — в этом случае, по-видимому, качественно импровизировать позволяет именно он.

Это не первый раз, когда ученые рассматривают активность мозга джазовых музыкантов во время игры. Пару лет назад европейские психологи провели исследование с участием джазовых пианистов и выяснили, что те гораздо быстрее классических пианистов адаптируются к внезапной смене строя в произведении.

Автор: Елизавета Ивтушок





Ссылка на источник

Tags: когнитивистика, мозг, музыка, нейрофизиология, психология
Subscribe

Posts from This Journal “когнитивистика” Tag

Buy for 30 tokens
Беда не приходит одна Если кто ещё помнит одного из самых ярких блогеров Живого Журнала Рому Петрова romapetrov, то этот пост для вас. Ромы с нами уже нет, однако в его семье продолжают происходить неприятные вещи, так год назад папа Ромы перенес инсульт и мы с вами помогли ему…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments