С другой стороны, на память явно влияют эмоции, как хорошие, так и плохие, причём сильные эмоции могут сказываться на памяти по-разному – иногда из-за них всё впечатывается в мозг едва ли не навсегда, а иногда из-за эмоций мы с трудом может вспомнить, что делали и что вообще происходило.
Один из факторов, влияющих на память, – это награда. Всё, что связано с вознаграждением, запоминается особенно хорошо, но, хотя положительное влияние награды на память известно давно, не вполне понятно, как долго такое влияние длится и как в деталях работает психологический механизм, связывающий награду и память. Что выяснить это, исследователи из Женевского университета, Университета Торонто и Вейцмановского института поставили эксперимент, в котором около трёх десятков добровольцев должны были указать, как связаны между собой некие персонажи и некие объекты.
Выглядело это так: человеку показывали персонажа и на выбор два предмета, и нужно было сказать, какой предмет соответствует персонажу. Тут можно было либо угадать, либо не угадать, и за каждый правильный ответ участник эксперимента получал очко, если же он не угадывал, то очко терялось; заработанные очки потом превращались в реальные деньги. Очевидно, исследователи могли произвольно определять, насколько успешно сыграет человек: ему позволяли угадать почти всё, либо почти ничего, либо пятьдесят на пятьдесят.
Спустя двадцать минут после первого раунда нужно было пройти второй – снова требовалось угадать ассоциации между персонажем и предметами, чтобы заработать дополнительные очки. Но теперь участники эксперимента могли вспомнить, какие связи правильны, а какие неправильные – они ведь только что в это играли. Если награда усиливает память, то можно было ожидать, что во втором раунде лучше всего сыграют те, кто в первом получил больше всего денег – они должны были лучше других запомнить связи между картинками.
Оптимизация кодирования памяти является продуктом нейронного диалога между схемой вознаграждения (слева) и схемой памяти (справа)
Участники эксперимента играли в игру, находясь в аппарате магнитно-резонансной томографии – так удалось увидеть, что, вспоминая ассоциации, мозг подключал не только обычный центр памяти гиппокамп, но и ещё одну область, которая входит в систему подкрепления и которая отвечает за удовольствие от награды и за мотивацию. Однако, как говорится в статье в Nature Communications, лучше всего память сработала у тех, кто получил умеренную награду, не самую маленькую, но и не самую большую. Слишком лёгкая игра, слишком легко доставшееся вознаграждение не мотивировало мозг на запоминание. В этом смысле можно сказать, что память усиливается от честной награды – то есть от такой, на которую действительно затрачены какие-то усилия, а не от той, которая досталась почти даром. (Тут можно вспомнить недавнее исследование на ту же тему: год назад в Nature Communications была опубликована статья о том, что мысли о награде мешают мозгу воспринимать то, чему его учат.)
Авторы работы приводят такой пример: представьте, что вы ищете ягоды или орехи в лесу. Если орехов или ягод мало, то запоминать места, где вы их нашли, нет никакого смысла – здесь вы не наедитесь, и лучше поискать другое место, где их много. Если ягод и орехов очень много, то запоминать, где их можно найти, опять же нет смысла, потому что они есть везде. А вот если орехов и ягод не очень мало и не очень много, то тут уже можно напрячь память – это того стоит.
С практической точки зрения полученные результаты пригодились бы в педагогике, где часто бывает нужно замотивировать ребёнка (да и не только ребёнка) на учёбу. Конечно, многие преподаватели и педагоги и раньше, скорее всего, знали, что если ученик преодолевает во время обучения какие-то когнитивные препятствия, то материал он запоминает лучше. Но с помощью психологии и нейробиологии, возможно, получится создать метод, позволяющий для каждого отдельного ученика точно определять, какие усилия ему стоит предпринять и какую награду получить, чтобы его память работала наилучшим образом.
Автор: Кирилл Стасевич
Ссылка на источник
Journal information