Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Categories:

Универсальная колыбельная

Колыбельные песни поют на всех языках мира, и дети всего мира под них успокаиваются и засыпают. Но почему колыбельные так действуют? Родители поют их не раз и не два, и ребёнок, в конце концов, усваивает, что эти слова и эта мелодия означают покой и безопасность.

Универсальная колыбельная

Но тут может быть и другое объяснение: ребёнок просто с самого начала реагирует так на колыбельную потому, что в самой колыбельной есть какие-то универсальные успокоительные свойства, и никакой опыт прослушивания ребёнку не нужен, и, соответственно, язык колыбельной не играет никакой роли.



Сотрудники Гарвардского университета пишут в Nature Human Behaviour, что верна вторая гипотеза – об универсальности колыбельных. Исследователи поставили эксперимент с младенцами, которым показывали мультфильм с двумя персонажами, исполнявшими разные песни. Эти песни были или колыбельными, или песнями, под которые пляшут и танцуют, или любовными песнями, или песнями, которые поют больным, чтобы они выздоровели. Языки песен были самыми разными: гэльский язык шотландцев, язык хопи из юто-ацтекской языковой семьи, один из диалектов науатля и др.

Чтобы понять, как дети реагируют на песни, у них измеряли частоту сердечных сокращений и частоту морганий, следили за зрачками (расширялись зрачки или сужались) и направлением взгляда. В ответ на колыбельные у детей замедлялся сердечный ритм, зрачки сужались, и в целом всё говорило о том, что дети успокаиваются – независимо от того, на каком языке звучала песня.

Когда те же песни дали послушать родителям, то родители тоже выбирали разные колыбельные в качестве успокоительных, не обращая внимания на язык. Очевидно, всё дело в свойствах музыки: колыбельные напевы менее энергичные, в них нет бодрого ритма, который есть, например, в песнях для танцев; и вряд ли кто-то будет спорить, что колыбельные также отличаются и от любовных серенад, и от лечебных песен. Слова колыбельных не играют большой роли. Исследователи говорят, что эксперимент стоило бы повторить с детьми разных культур, но что-то подсказывает, что и с детьми разных культур результат будет тот же.

В связи с этим интересно вспомнить серию исследований сотрудников Массачусетского технологического института, о которых мы неоднократно писали – о том, что восприятие музыки очень, очень сильно обусловлено культурой. Правда, в итоге удалось обнаружить кое-что, воспринимаемое одинаково вне зависимости от культуры – этим кое-чем оказалась разница между консонансами и диссонансами.

Автор: Кирилл Стасевич





Ссылка на источник

Tags: восприятие, дети, когнитивистика, музыка, поведение, психология, родители, сон
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

promo alev_biz february 27, 05:03 1
Buy for 20 tokens
Никита Майсейчик из Баранович в сентябре собирается в школу на первый в своей жизни звонок. Правда, в 1-ый класс он не пойдет, а поедет. На коляске, которой пока нет, но которая ему очень нужна. Мальчику семь лет, он не ходит. Тому причина сложное заболевание – рахишизис поясничного отдела…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment