Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Categories:

Социоэкономическая изоляция удвоила влияние наследственности на вероятность получить высшее образова

Качественное образование — немаловажная составляющая успеха в жизни. Причем вероятность закончить ВУЗ частично обусловлена генетикой.

Социоэкономическая изоляция удвоила влияние наследственности на вероятность получить высшее образование

Как показало изучение более чем полумиллиона образцов из британского биобанка, влияние наследственных факторов возрастало вдвое, если человек проживал в регионах, отличающихся высокой степенью социальной и экономической изоляции. Работа ученых из Уппсальского университета (Швеция) опубликована в рецензируемом журнале The American Journal of Psychiatry.



Генетики и социологи решили проверить, какие факторы влияют на вклад наследственности в вероятность человека получить высшее образование. Более ранние исследования показывают, что определенные генетически обусловленные черты человека ответственны за 11-13% от всех шансов респондентов обзавестись дипломом колледжа или института.

Однако эти результаты, в основном, получены в развитых странах, что если для других социальных и экономических условий вклад генетики будет отличаться? Для этого шведские ученые решили сравнить респондентов по месту проживания. Выборку они нашли большую и заслуживающую доверия — UK Biobank. Это собрание генетического материала более чем полумиллиона добровольцев в возрасте 40-70 лет, к которому прилагаются подробные опросники. Эту колоссальную базу данных британские медики и ученые собрали в 2006-2010 годах.

На основании демографических данных, взятых из переписи населения и бюро статистики Великобритании, исследователи получили рейтинг социально-экономической изоляции (депривации) для мест проживания респондентов. Под этим параметром понимается уровень ограничения людей в определенной местности или социальном слое от общественной и экономической жизни государства. Иными словами, чем выше социоэкономическая депривация — тем больше регион (или группа людей) характеризуется, как изолированный и депрессивный.

Информация о месте проживания доноров проекта UK Biobank вкупе с информацией об их образовании содержались в анкетах. Оставалось генотипировать респодентов в поисках наследственных маркеров и нормализовать данные. Опуская подробности математических преобразований данных, проделанных с целью отсеять все прочие факторы, перейдем к результатам.

В двух наиболее полярных группах — с наибольшей социально-экономической депривацией и наименьшей, — влияние наследственности на шансы получить высшее образование отличалось в два раза. Для наименее депрессивных регионов оно совпадало с более ранними исследованиями: 13%. А вот жителям изолированных от общественной и экономической жизни государства повезло гораздо меньше — их генетика ответственна за шансы попасть в ВУЗ на 26%.

Естественно, наследственность далеко не самый решающий из всех факторов, определяющих успех человека. Однако, учитывая вышеописанные результаты исследования, легко можно сделать вывод, что в менее развитых странах наследственность играет существенную роль в перспективах людей на благоприятное течение жизни. А высшее образование, как уже не раз было доказано, сильно повышает шансы на финансовую самодостаточность и уровень счастья индивида.

Автор: Василий Парфенов





Ссылка на источник

Tags: генетика, демография, исследования, наследственность, образование, обучение, психология, социология
Subscribe

Posts from This Journal “социология” Tag

promo alev_biz december 19, 17:44 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Вероника Исаченко из Гомеля больше 8 лет живёт со сложным диагнозом – сахарный диабет 1 типа. В возрасте 3,5 лет девочка попала в больницу с, казалось бы, обычной инфекцией. А вышла оттуда с диагнозом и инвалидностью. С того момента жизнь семьи сильно поменялась. Всё внимание, усилия и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment