Alexander Vitkovski (alev_biz) wrote,
Alexander Vitkovski
alev_biz

Categories:

Люди из разных языковых семей смогли понять друг друга по звукам

Представители разных языковых семей способны понимать значения слов, выраженных только звуками. Ученые сравнили процент верных ответов участников, владеющих разными языками, на аудиотест, в котором понятия обозначались звуками.

Люди из разных языковых семей смогли понять друг друга по звукам

В целом точность ответов равнялась 64,6 процентам и в большей степени различалась между носителями одного языка, чем между языковыми группами. Результат эксперимента доказывает, что звуки, наряду с жестами, лежат в основе возникновения всех языков. Исследование опубликовано в Scientific Reports.



Антропологи выдвигают теорию, что язык начался с жестов, а не со звуков. У жестов огромный потенциал коммуникации: можно выразить форму, размер предмета и его положение в пространстве. Участие же отдельных звуков в возникновении языка до сих пор оставалось спорным. Исследователи считали, что звук, в отличие от жеста, не может сам по себе передать образ предмета, и поэтому не способен облегчить общение людей, не знающих языка друг друга. Возможности звуков обычно ограничивали имитированием голосов животных.

В последнее время некоторые ученые ставят под сомнение исключительную роль жестов в возникновении языков. Отдельные звуки могут заключать в себе гораздо больший потенциал: младенцы, например, начинают общаться, издавая различные звуки или имитируя окружающих. Дети таким образом могут называть предметы: собака – «гав-гав», машина – «бип». Эксперименты в области звукового символизма — сопоставления звуков и понятий — говорят, что люди отождествляют звуки с определенными значениями. Так во многих языках звук «н» ассоциируется со словом нос. Другой пример звукового символизма — идеофоны (слова, значение которых основано на имитации звуков окружающей действительности). Они своим звучанием вызывают устойчивые ассоциации («кукиш», «цуцик»). Процент использования звукового символизма в разных языках зависит от его фонетики и морфологии.

Группа ученых под руководством Маркуса Перлмана (Marcus Perlman) из Университета Бирмингема выяснила, могут ли представители разных народов угадать значение слов, зашифрованных звуками. В онлайн-эксперименте участвовали носители 25 языков из девяти языковых семейств, они слушали по 90 записей звуков (по три варианта на каждое слово от разных дикторов). Все аудиозаписи сделали англоговорящие люди. Участники должны были угадать значение из шести предложенных вариантов.

В целом точность ответов равнялась 64,6 процентам. Лучше участники угадывали животных («тигр», «змея»), действия («спать», «есть») и людей («мужчина», «женщина»). Интересно, что точность ответов больше различалась между отдельными носителями одного языка (SD = 0,33), чем между языками (SD = 0,26). Лучше отгадывали значения звуков люди, знающие английский (70,4 процента), чем не говорящие на нем (59,7 процента). Эффективнее всего слова называли носители германских языков (70 процентов), представители других индо-европейских языков не ошибались в 63,2 процентах случаев, а носители прочих языков – в 61,7 процентах.

Люди из разных языковых семей смогли понять друг друга по звукам
Точность ответов: верхний график – по языкам, нижний график – по выражаемым понятиям

Во второй части эксперимента участникам надо было указать значение услышанного звука на одной из 12 картинок, лежащих перед ними на столе. Точность ответов составила 55 процентов. Лучше всего участники отгадывали одушевленные объекты (72 процента), чем неодушевленные (39 процентов).

Сопоставимые результаты теста у носителей разных языков ученые объясняют способностью людей считывать эмоции друг друга по интонации и звучанию. Эксперимент показал, что потенциал отдельных звуков в становлении речи недооценивали: они, наряду с жестами, стали переходным этапом в возникновении языка у людей.

Объясниться с иностранцами по жестам и звукам можно, но длинный и содержательный диалог так построить не получится: надо знать язык собеседника. При этом успех в его изучении зависит от того, насколько родной язык близок новому. Это выяснили немецкий ученые, проанализировав, насколько хорошо студенты усваивали голландский язык.

Автор: Анастасия Кузнецова





Ссылка на источник

Tags: антропология, вокализация, лингвистика, общение, психология, эмоции
Subscribe

Posts from This Journal “лингвистика” Tag

Buy for 10 tokens
Аня Бусева из Минска 25 июня встретит свой 17-й День рождения. У девочки есть одно большое желание, даже скорее мечта. Это не новомодный гаджет, не трендовые одежки из бутика и даже не путешествие к морю. Ане нужна специализированная инвалидная коляска. С рождения девочка получила диагноз…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments