При этом, как отмечается в статье для журнала Science, чем выше гиена находится в иерархии, тем более точным будет это наследование. Вероятно, причина в том, что детеныши высокоранговых самок получают выгоду, пользуясь контактами матери, чего нельзя сказать об отпрысках низкоранговых самок.
Представители некоторых видов животных передают свои социальные связи по наследству. Например, у макаков-резусов (Macaca mulatta) и саванных слонов (Loxodonta africana) матери и их потомство сходным образом взаимодействуют с сородичами. Судя по всему, молодые особи наследуют социальные связи родителей не генетически, а за счет того, что копируют особенности их поведения. Предполагается, что данный механизм может быть широко распространенным способом поддерживать структуру сообщества.
Команда зоологов под руководством Амияла Илани (Amiyaal Ilany) из Бар-Иланского университета решила выяснить, наследуется ли социальные связи у пятнистых гиен (Crocuta crocuta). Эти крупные африканские хищники формируют группы (так называемые кланы), в которых доминируют самки. Каждый такой клан можно разделить на несколько неродственных друг другу линий, включающих самку и несколько поколений ее потомков женского пола. Кроме того, в группах гиен живут низкостатусные самцы, молодые и пришлые взрослые.
Предыдущие наблюдения показали, что самки гиен передают потомству свой статус в иерархии. Чтобы выяснить, верно ли это для социальных связей, Илани и его коллеги обратились к данным о поведении пятнистых гиен из одного клана, собранным в течение 27 лет. Исследователей интересовало, как часто отдельные особи проводят время с другими членами группы. Для этого они вычислили годичные индексы ассоциации — то есть подсчитали, сколько раз двух гиен видели рядом друг с другом в течение года, а затем поделили полученную цифру на общее количество наблюдений за каждой из них в течение этого же времени. В результате, изучив почти 74.000 взаимодействий между гиенами, авторы получили количественную оценку, описывающую взаимоотношения каждой особи со всеми остальными членами клана.
Затем исследователи сравнили индексы ассоциации разных особей. Они ожидали, что если социальные связи гиен действительно передаются по наследству, то в течение одного года матери и их потомство будут взаимодействовать с конкретными сородичами примерно одинаковое число раз. Эта догадка оказалась верной: расчеты показали, что значения индексов ассоциации самок и их потомков коррелируют между собой (для других пар гиен эта корреляция оказалась намного более слабой). Взаимоотношения гиен с определенными сородичами зависят от того, насколько тесно с этими сородичами общается их мать. Более того, социальные связи самки-гиены в период, когда ее детеныши еще находятся в норе, позволяют предсказать частоту их контактов с другими особями в следующем году. Дополнительное моделирование подтвердило, что социальные связи у гиен действительно наследуются.
Илани и его соавторы выяснили, что социальные связи самок гиен остаются такими же, как у их матерей, в течение первых шести лет жизни. Для самцов эта цифра оказалась ниже — всего четыре года (вероятно, из-за того, что перед тем как покинуть клан и примкнуть к новому, самец постепенно сокращает взаимодействие с сородичами). Таким образом, социальный статус гиены-самки продолжает влиять на взаимодействие ее детенышей с сородичами даже после того, как те вырастут и отдалятся от матери.
Интересно, что между высокоранговыми самками и их потомством сходство социальных связей выше, чем между низкоранговыми самками и их потомством. Возможно, это связано с тем, что детеныши особей с низким статусом получают незначительную выгоду от унаследованных от матери социальных связей и поэтому пытаются выстроить новые и, как показал анализ, более крепкие. Кроме того, они ограничены в выборе контактов по сравнению с потомками высокоранговых самок.
На последнем этапе Илани с коллегами оценили, как передача статуса от матери к потомству влияет на выживаемость гиен. Расчеты показали, что если детеныш альфа-самки унаследует все социальные связи матери, его жизнь будет на 3070 дней длиннее, чем если бы такого наследования не произошло вовсе. Однако отпрыск самки, находящейся в самой нижней части иерархии, напротив, проживет на 867 дней дольше, если не унаследует никаких социальных связей матери. Авторы, впрочем, полагают, что между социальным наследованием и продолжительностью жизни нет причинно-следственной связи: скорее, оба этих показателя зависят от того, сколько времени детеныш проводит с матерью в первый год жизни. В то же время самки, потомство которых унаследовало от них социальные связи, с более высокой вероятностью выживают в течение следующего года. По мнению исследователей, эта закономерность связана с тем, что чем лучше физическое состояние матери, тем больше времени она проводит с детенышами — и тем точнее они копируют ее социальные связи.
В целом результаты исследования подтверждают идею о наследовании социальных связей как важном механизме, который поддерживает стабильные группы животных, заключают авторы.
Ранее мы рассказывали о том, что детеныши пятнистых гиен, зараженные токсоплазмой, проявляют более рискованное поведение. Они близко подходят ко львам и чаще становятся их жертвой.
Автор: Сергей Коленов
Ссылка на источник
Journal information