Category: образование

Самки бонобо оказались способны объединяться в отряды амазонок

Японские ученые обнаружили, что для противодействия более агрессивным самцам самки карликовых шимпанзе-бонобо образуют временные союзы, способные справиться с самым сильным одиночным противником.

Самки бонобо оказались способны объединяться в отряды амазонок

Нахоко Токуяма (Nahoko Tokuyama) и Такеси Фуруити (Takeshi Furuichi) из Киотского университета наблюдали группу дикоживущих бонобо (Pan paniscus) в одном из исследовательских парков в Конго. На 2012 г. численность ее составляла 26-27 особей. Главное внимание авторы сосредоточили на 15 постоянных членах сообщества старше 8 лет, включая шесть самцов и девять самок. Бонобо 35 лет и старше считались старыми, от 21 до 34 лет – среднего возраста, до 21 года – молодыми.

Read more...Collapse )

Ссылка на источник

Buy for 30 tokens
Трудно представить, что сейчас можно чувствовать себя комфортно, при этом не общаясь с техникой на «ты». Скорее даже — на «эй ты, хеллоу, где мой горячий чай?» ))) Я говорю не про машины, самолеты или космические корабли, здесь другая история. Я про банальное:…

Время, проведенное перед экраном компьютера, не влияет на оценки детей

Ученые из Университета Хайме I в Испании свели воедино данные 58 исследований, выполненных в 23 странах, и выяснили, что количество времени, проведенного перед компьютером или телевизором, само по себе не влияет на качество учебы школьников.

Время, проведенное перед экраном компьютера, не влияет на оценки детей

Группа исследователей под руководством Мирейи Аделантадо-Ренау собрала данные по 480 тысячам детей в возрасте от четырех до 18 лет, чтобы разобраться, как часы, потраченные на просмотр телепередач или видеоигры, влияют на качество учебы и оценки. Вердикт ученых: время, проведенное перед экранами гаджетов, как таковое не вредит успеваемости. Но очень важно учитывать, чем именно занимается ребенок в эти периоды.

Read more...Collapse )

Ссылка на источник

Обучение не способно повысить интеллект. Простите, отличники

Эксперименты по повышению уровня интеллекта путем тренировок и выполнения различных упражнений ведутся уже давно. Однако пока ученым так и не удалось доказать, что обучение может сделать человека «умнее».

Обучение не способно повысить интеллект. Простите, отличники

Например, еще в 1982 году исследователи достигли поразительных результатов при тренировке памяти студента-добровольца, участвующего в эксперименте. После 44 недель тренировок ученик улучшил свои способности к запоминанию цифр с 7 знаков подряд до 82. Однако эта замечательная способность числами и ограничилась: молодой человек не смог научиться лучше обычного запоминать ничего другого.

Read more...Collapse )

Ссылка на источник

Льготы на безграмотность

Врач-хирург, один из основателей центра для реабилитации сирот Герман Пятов рассуждает о том, нужно ли выпускникам детдомов высшее образование.

Льготы на безграмотность

"Тёма, вам на 6 человек дали батон хлеба на бутерброды. Вы поделили хлеб ровно поровну. Батон стоит 12 рублей. Сколько стоит хлеб, который съел каждый из вас?"

Тёме 16 лет, он закончил 8-й класс.

Read more...Collapse )

Ссылка на источник

Как развить интеллект?

Что такое интеллект? Это далеко не столь простой вопрос, как может показаться изначально. Часто интеллект путают с суммой знаний, полученных человеком, но в психологии он значит совершенно иное.

Как развить интеллект?

Так что если вы думаете, что достаточно читать умные книги или смотреть познавательные ролики, чтобы стать интеллектуалом, то вы несколько заблуждаетесь. В психологии интеллект — это качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Наш мозг работает гораздо сложнее, чем простая библиотека. Как же развивать интеллект, и как с этим связано обучение относительному фреймингу? И что такое относительный фрейминг? Обо всем этом вам расскажет клинический психолог Иван Чистяков. Ролик подготовлен студией Sci-One TV.



Ссылка на источник

Чем лучше спишь, тем больше помнишь

В моей магистратуре действует железное правило: первой пары не бывает в природе. Вторая бывает, но не больше двух дней подряд.

Чем лучше спишь, тем больше помнишь

Если студенты дневного отделения уходят с занятий в девять вечера — это вполне нормально, а вот приходить в девять утра абсолютно недопустимо. Странно было бы ожидать чего-то другого от магистерской программы, которую разработали профессиональные нейробиологи. Эти специалисты великолепно понимают: пытаться научить чему-то человека, который не высыпается, — самое бесполезное занятие на свете.

Read more...Collapse )

Ссылка на источник

Рабочая память устроена иерархически

Исследователи из ВШЭ по когнитивной психологии экспериментально продемонстрировали, что цвет и ориентация объектов хранятся и обрабатываются независимо в рабочей памяти.

Рабочая память устроена иерархически

Однако человеку проще запомнить эти признаки, когда они принадлежат одному объекту, — например, человеку проще запомнить и понять один график на котором представлены оба параметра (отмеченные, например, цветом и формой линии) чем два разных графика, на которых данные параметры разнесены. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Acta Psychologica.

Read more...Collapse )

Ссылка на источник

Как стимуляция мозга может сделать умнее

Ученые из Университета Макгилл (McGill University) и HRL Laboratories нашли способ на 40% ускорить ассоциативное обучение путем неинвазивной транскраниальной стимуляции мозга (transcranial direct-current stimulation, tDCS).

Как стимуляция мозга может сделать умнее

Примечательно, что исследование спонсировалось Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). Его результаты были опубликованы в октябре 2017 года в журнале Current Biology.

Read more...Collapse )

Ссылка на источник

Чтобы что-то запомнить, нужно что-то забыть

Мы часто ловим себя на мысли, что не справляемся с огромным количеством обрушивающейся на нас информации. Речь тут идёт не только о новостях, картинках, текстах, видео и аудио из соцсетей, новостных сайтов и т. д.

Чтобы что-то запомнить, нужно что-то забыть

Даже в обычной, «нецифровой» жизни случается так, что вот мы только что помнили, зачем нам необходимо зайти в магазин, но позвонил знакомый, и после минутного разговора мы уже в растерянности стоим перед полками, пытаясь вспомнить, что такого нужного нам тут понадобилось. Иными словами, память наша порой демонстрирует просто исключительную нестабильность, и мы бы много дали за то, чтобы она была хоть немного стабильнее – особенно в предпраздничные дни.

Read more...Collapse )

Ссылка на источник

Эффект Моцарта

Очень часто на лекциях или в личных беседах автору статьи приходится слышать про эффект Моцарта. Чаще всего его формулируют так: «необъяснимое наукой явление, заключающееся в том, что музыка Моцарта делает нас умнее. Достаточно слушать музыку – и становиться умным».

Эффект Моцарта

Сегодня на нашем портале будет «объяснение» этого эффекта (отчасти, конечно), однако для начала мы хотели бы рассказать, что же на самом деле открыли Френсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Кай из Центра нейробиологии обучения и памяти при Университете Калифорнии и опубликовали (pdf) в коротенькой заметке в разделе Scientific Correspondence (статьи короче 500 слов) в журнале Nature в 1993 году.

Итак, что же на самом деле сделали калифорнийские учёные? В испытании приняли участие студенты университета. Каждый из них тестировался трижды, отвечая на задания теста интеллекта Стэнфорд-Бине. Перед тестом каждый раз студент либо прослушивал 10 минут сонату Моцарта для двух фортепиано ре-мажор К 448, либо слушал запись вербальной релаксационной установки, либо просто сидел в тишине. Средние результаты во втором и в третьем случае составили 54.61 и 54.00 (что соответствует при пересчете на «стандартную шкалу» IQ уровням 111 и 110), а вот Моцарт дал результат в 57.56, что соответствует IQ в 119.

Здесь нужно подчеркнуть ещё раз: уровень IQ непосредственно у участников не измерялся вообще, авторы только делали ретроспективные экстраполяции. И тем не менее, данные дают возможность сделать вывод о том, что музыка Моцарта действительно кратковременно (авторы подчёркивают, что эффект длится не более 10 минут) увеличивает IQ у студентов на 8-9 пунктов.

Нейробиологического объяснения этому авторы не сделали, однако некоторые данные о природе эффекта появились сейчас и были опубликованы в PNAS. Об этом – чуть позже.

Текст: Алексей Паевский


Ссылка на источник